Главная » 2015 » Апрель » 25 » Первые звёзды Вселенной жили в тесных и суперярких семьях
Первые звёзды Вселенной жили в тесных и суперярких семьях
Крупные и крайне яркие звёзды, вспыхнувшие в первые мгновения жизни Вселенной, не были одиночками, как считалось ранее, и обитали в тесных звёздных семьях, совокупная яркость которых могла в сотни миллионов раз превышать силу свечения Солнца, говорится в статье, опубликованной в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

Рисунок семейства первых звёзд Вселенной

Рисунок семейства первых звёзд Вселенной. Фото: Shantanu Basu, University of Western Ontario.

"Попытка увидеть свет первых звёзд Вселенной будет одной из главных научных задач "Джеймса Уэбба", и наблюдения за ними помогут астрономам приоткрыть тайну рождения и развития мироздания. Если мы правы, то тогда буквально через пару лет мы сможем увидеть эти загадочные и невероятно яркие объекты в том состоянии, в котором они родились и начали "подсвечивать" окружающую их Вселенную", — заявил Шантану Басу (Shantanu Basu) из университета Западного Онтарио в Лондоне (Канада).

Басу и его коллега по университету Александр Десоуза (Alexander DeSouza) выяснили, что первые светила Вселенной будет гораздо проще заметить и изучать, чем этого ожидают учёные сегодня, построив компьютерную модель ранней галактики, где только начинали рождаться светила.

Как объясняют учёные, первые звёзды Вселенной были совершенно не похожи на современные светила, так как их недра не содержали в себе астрономических "металлов" – элементов тяжелее водорода и гелия. Из-за этого размеры таких светил были практически ничем не ограничены, из-за чего их масса могла превышать солнечную в 300-400 раз и даже больше.

Век таких звёзд был крайне недолог, и они выгорали за десятки и сотни миллионов лет, заканчивая свою жизнь в виде парно-нестабильной сверхновой – мощнейшего термоядерного взрыва, в организации которого была задействована вся материя гигантского светила. Останки этих сверхновых засеивали галактики "металлами", что позволило начать формироваться нормальным звёздам, живущим миллиарды и десятки миллиардов лет.

Как показали расчёты Басу и Десоуза, первые звёзды Вселенной должны были обладать феноменальной яркостью не во взрослой жизни, а в момент их рождения, в то время, когда они ещё продолжали собирать газ из тех туманностей, в которых они родились.

Авторы статьи выяснили, что после образования звёзд окружающая их материя объединится в своеобразные плотные комки, которые будут периодически захватываться их притяжением. Когда такой "ком" упадёт на поверхность новорожденного светила, его яркость временно повысится до значений, превышающих силу свечения Солнца в сотни тысяч раз.

Так как первые звёзды Вселенной будут рождаться не одни, а в компании одного или двух десятков аналогичных светил, то общая яркость такого семейства звёзд часто превышала силу свечения Солнца в сотни миллионов раз, а в крайне редких случаях – в миллиарды миллиардов раз.

В таком состоянии звёзды, по оценкам учёных, будут находиться около 15% от общего времени своей жизни, что должно сделать их более заметными, чем думали астрофизики, для "Джеймса Уэбба" и других высокочувствительных телескопов. Это даёт надежду на то, что новое поколение орбитальных телескопов позволит астрономам увидеть первые светила Вселенной и изучить их свойства.

Категория: Далёкие рубежи | Просмотров: 487 | Добавил: astrolabia | Теги: Джеймс Уэбб, Вселенная | Рейтинг: 0.0/0