Главная » 2015 » Февраль » 7 » Первые звёзды во Вселенной помолодели на 100 миллионов лет
Первые звёзды во Вселенной помолодели на 100 миллионов лет
Первые звезды Вселенной могли появиться на 100 миллионов лет позже, чем мы привыкли считать, к таким выводам пришли астрофизики после изучения данных по флуктуациям реликтового излучения Вселенной, "эха" Большого Взрыва, собранным при помощи европейского орбитального телескопа "Планк", говорится в серии статей, принятых к публикации журналом Astronomy & Astrophysics.

Галактика и заполняющая её пыль

Галактика и заполняющая её пыль "глазами” телескопа "Планк. NASA. ESA/JPL-Caltech.

"Результаты наблюдений телескопа "Планка" показывают, что звёзды могут на самом деле быть моложе, чем мы верили ранее, и это в принципе соответствует другим астрофизическим индикаторам. Данное открытие может нести за собой крайне далеко идущие последствия для наших попыток понять, что представляют собой "тёмные" компоненты Вселенной (тёмная материя и тёмная энергия)", — заявил итальянский астрофизик Карло Баччигалупи (Carlo Baccigalupi) из Международной школы передовых исследований SISSA в Триесте (Италия).

На днях Европейское космическое агентство (ЕКА) опубликовало на своем сайте последнюю порцию данных, собранных телескопом "Планк" во время наблюдений за "эхом" Большого Взрыва с 2009 по 2012 года. Помимо анонсированных в начале этой недели доказательств того, что арктическому телескопу BICEP2 так и не удалось найти гравитационные волны, ЕКА представило новые высококачественные карты реликтового излучения, а также раскрыло несколько удивительных открытий.

Самым громким из них, как считают самые учёные, станет то, что так называемая эпоха реионизации — период длиной в несколько сотен миллионов лет после Большого Взрыва, когда Вселенная постепенно становилась "прозрачной" и доступной для наблюдений — продлилась заметно дольше, чем считалось ранее.

По общепринятым сегодня оценкам, полученным при помощи американского зонда WMAP ещё в 2002 году, "тёмные века" Вселенной, как называют этот период астрономы, продлились около 450 миллионов лет. Научная команда "Планка" попыталась уточнить эти оценки, пользуясь тем, что галактики и звёзды заметным образом искривляют реликтовое микроволновое излучение, закручивая его в ту или иную сторону.

Эта особенность "эха" Большого Взрыва одновременно позволила учёным одновременно выяснить две вещи — понять, когда действительно закончилась эпоха реионизации, а также вычислить возраст первых звёзд Вселенной.

Как выяснилось, реионизация завершилась заметно позже, чем считали астрофизики — через 550 миллионов лет после Большого Взрыва, что на 100 миллионов больше предыдущих оценок. Первые светила Вселенной возникли примерно в это же время. Учёные отмечают, что это неожиданный, но при этом положительный результат — если бы звёзды впервые появились бы в более ранние эпохи, то их света было бы недостаточно для разогрева и ионизации облаков газа.

В качестве "бонуса" астрономы смогли обнаружить почти 1,5 тысячи скоплений самых ранних галактик, возникших в конце "тёмных веков" Вселенной. По расчётам участников научной группы, их масса в сто или даже тысячу раз была больше, чем у нашей Галактики, Млечного Пути.

Европейская космическая обсерватория "Планк" (Planck), работавшая в миллиметровом и субмиллиметровом диапазоне, была запущена в мае 2009 года. Её главной задачей было просканировать всю небесную сферу в этом диапазоне и получить максимально полную картину реликтового излучения — "эха" Большого взрыва. Первый сеанс сканирования "Планк" закончил в июле 2010 года, однако полный анализ собранных им данных был закончен только во второй половине 2014 года.

Категория: Далёкие рубежи | Просмотров: 423 | Добавил: astrolabia | Теги: реионизация, Планк, Вселенная | Рейтинг: 0.0/0