Главная » 2016 » Октябрь » 15 » Открыта звезда с тремя планетными «роддомами»
Открыта звезда с тремя планетными «роддомами»
Три протопланетных диска у звезды IRS 43

Учёные нашли в 400 световых годах от Земли необычную семью из двух новорожденных звёзд, вокруг которых вращается сразу три протопланетных диска, внутри которых формируются новые планеты.

«Обе новорожденных звезды напоминают по размерам Солнце, и вокруг каждой из них вращается диск из газа и пыли, сопоставимый по размерам с Солнечной системой. Вдобавок, их окружает ещё более крупное газопылевое кольцо, пересекающее два меньших объекта. Все три диска расположены под углом друг к другу, что противоречит всему тому, что мы видели и считали раньше», — заявил Кристиан Бринч (Christian Brinch) из Копенгагенского университета (Дания).

Так называемые «татуины» — планеты, вращающиеся вокруг двух звёзд — являются относительной редкостью. С момента открытия первой такой планеты, найденной телескопом «Кеплер» в 2011 году, было найдено всего 11 «татуинов» в девяти звёздных системах. Учёные связывают их редкость с тем, что такие планеты крайне сложно видеть при помощи имеющихся сегодня телескопов.

Бринч и его коллеги открыли «роддом», где подобные «татуины» могут рождаться, и нашли странности в процессе их формирования, наблюдая за новорожденной двойной звездой IRS 43 в созвездии Змееносца.

Эти звёзды, как отмечают учёные, родились мгновения назад по космическим меркам — около 100-200 тысяч лет назад — и процесс формирования планет в их газопылевых «коконах» только начинается. Так как газ и пыль почти не излучают света, мы можем видеть их только по излучению в микроволновом диапазоне при помощи самых мощных телескопов.

Используя мощнейший радиотелескоп ALMA в пустыне Атакама в Чили, авторы статьи смогли увидеть то, как движутся молекулы синильной кислоты (HCN) и альдегид-ионы (НСО+) внутри предположительного газопылевого диска, окружавшего эту двойную звезду.

Результаты наблюдений сильно удивили учёных — оказалось, что дисков на самом деле три, и что газ в них вращается под разными углами по отношению к двум другим потенциальным «роддомам» планет.

Это стало абсолютной неожиданностью для учёных, так как раньше астрономы находили или одиночные протопланетные диски, или пары таких объектов, которые находились на одной плоскости по отношению друг к другу. В существовании «наклонных» протопланетных дисков планетологи вообще сомневались, так как такие объекты будут нестабильны по своей природе.

Поэтому пока не понятно, как возникла подобная система из трёх дисков, почему она до сих пор существует и выживут ли формирующиеся в ней планеты. Как предполагают учёные, она могла возникнуть в таком виде в результате «катапультирования» третьей звезды из системы и перестройки всей звёздной системы, или же благодаря появлению неких нестабильностей в облаке газа, в котором родились звёзды IRS 43.

Возможно, что нестабильность таких «тройных» систем из протопланетных дисков объясняет то, почему планеты-«татуины» так редко встречаются в космосе.

Категория: Далёкие рубежи | Просмотров: 587 | Добавил: astrolabia | Теги: протопланетный диск, Татуин | Рейтинг: 0.0/0