Главная » 2017 » Февраль » 7 » Открыта самая прожорливая чёрная дыра
Открыта самая прожорливая чёрная дыра
Супер-прожорливая чёрная дыра в созвездии Девы глазами художника

Астрономы случайно обнаружили в созвездии Девы необычную чёрную дыру, которая поглощает рекордные количества материи уже более 11 лет, что в 10 раз больше типичной длины «обеда» таких объектов.

«Мы стали свидетелями захватывающей и очень продолжительной агонии звезды. За прошлые годы мы находили следы и напрямую изучали десятки приливных разрывов звёзд, но ни одно из прошлых событий не было столь ярким и столь долгим как этот случай», — заявил Дачен Лин (Dacheng Lin) из университета Нью-Гемпшира в Дареме (США).

Когда звёзды и другие объекты относительно небольшой массы и плотности приближаются к чёрной дыре, она съедает их не в один присест, а сначала разрывает на части, затем медленно поглощает их останки. По этой причине яркость гибнущей звезды резко вырастает, и мы можем наблюдать этот процесс на протяжении нескольких месяцев благодаря гравитационному замедлению времени в окрестностях чёрной дыры.

Как рассказывает Лин, его команда открыла одну из самых необычных чёрных дыр фактически случайно, наблюдая за скоплением галактик NGC 5813 в созвездии Девы, удалённом от нас на несколько миллиардов световых лет. Изучая это скопление при помощи рентгеновских телескопов «Чандра» и XMM-Newton, учёные обнаружили ещё одну галактику — SDSS J1500+ 0154. Этот объект расположен гораздо ближе к Земле.

Галактика, напоминающая по размерам Большое Магелланово Облако, один из крупнейших спутников Млечного Пути, сейчас находится в стадии активного звездообразования, в ней каждый год рождаются десятки новых звёзд. В её центре находится относительно небольшая сверхмассивная чёрная дыра, чья масса превышает солнечную всего в миллион раз.

Необычно высокая яркость чёрной дыры, которую учёные увидели на снимках прошлого года, заинтересовала их, и они обратились к архивам наблюдений, чтобы определить, когда начался её текущий «обед». К их большому удивлению, чёрная дыра была активной и в 2011, и в 2008, и даже в 2006 году. Первые признаки активности, если верить снимкам с «Чандры», появились в апреле 2005 года, когда яркость SDSS J1500+ 0154 резко выросла и она стала заметной в рентгене.

Таким образом, можно сказать, что чёрная дыра в центре SDSS J1500+ 0154 «обедает» уже более 11 лет, поедая останки разорванной ею звезды. Что самое интересное, «аппетиты» чёрной дыры стабильно выше так называемого предела Эддингтона — количества материи, которую может поглотить чёрная дыра, прежде чем начнёт «выплевывать» звёздную «пищу».

Почему это важно? Предел Эддингтона считается сегодня фундаментальным ограничителем роста чёрных дыр, что важно в контексте эволюции первых галактик Вселенной, чьи чёрные дыры, как показывают последние наблюдения, обладают аномально большими размерами. Подтверждение того, что чёрные дыры могут нарушать этот предел, может объяснить, как первые сверхмассивные чёрные дыры набрали массу быстрее, чем это предсказывает теория.

Категория: Далёкие рубежи | Просмотров: 169 | Добавил: astrolabia | Теги: чёрная дыра | Рейтинг: 0.0/0