Главная » 2016 » Июль » 17 » Открыт новый тип чёрных дыр, существовавших в юной Вселенной
Открыт новый тип чёрных дыр, существовавших в юной Вселенной
Рождение сверхмассивной чёрной дыры

Рождение сверхмассивной чёрной дыры глазами художника

Астрофизики из Гарварда нашли первые доказательства того, что в самых ярких галактиках в первые эпохи жизни Вселенной существовали гигантские чёрные дыры, возникшие в результате прямого гравитационного коллапса огромных облаков газа, минуя стадию его превращения в звёзды.

«Главная особенность этого процесса заключается в том, что он приводит к рождению гигантских чёрных дыр в один присест. Размеры тех чёрных дыр, которые существовали в первые дни жизни Вселенной, говорят о том, что их рождение из небольшого звёздного „зародыша" было крайне маловероятным — они просто бы не успели накопить достаточно массы за время своего существования», — заявил Абрахам Лоеб (Abraham Loeb) из Гарвардского университета (США).

Лоеб и его коллеги пришли к такому выводу, наблюдая за несколькими древнейшими галактиками Вселенной, которые мы видим, благодаря гигантскому расстоянию между Землей и ними, в том виде, в котором они существовали в первый миллион лет жизни мироздания после Большого Взрыва.

Учёных интересовало то, как распределены облака из газа и пыли в этих галактиках и как они устроены. Как объясняет Лоеб, в «нормальных» современных галактиках такие облака очень неоднородны по своему составу — в них присутствуют более плотные и менее плотные области, в результате чего такие газопылевые скопления постепенно распадаются на части, и в более плотных участках начнут рождаться звёзды.

Почти 15 лет назад Лоеб и его коллеги из Гарварда предположили, что в первых галактиках Вселенной этот газ, благодаря почти полному отсутствию в нем пыли и элементов тяжелее водорода и гелия, мог быть гораздо более однородным. Если такое облако достигало очень больших размеров, вмещая в себя миллионы или даже миллиарды масс Солнц, то тогда оно превращалось сразу в сверхмассивную чёрную дыру.

Сейчас учёным удалось найти намёки на то, что так всё и происходило, в галактике CR7, одной из самых ярких «звёздных семей» ранней Вселенной, найденной в прошлом году при помощи телескопов VLT и «Хаббл». Изучая эту галактику, группа Лоеба обнаружила, что в её звёздах и газе нет следов присутствия элементов тяжелее гелия, что стало первым намеком на наличие облаков, в которых рождаются чёрные дыры.

Вторым намёком стало то, что в CR7 присутствует несколько крупных облаков газа, внутри которых, как показывают расчёты Лоеба и его коллег, должны родиться сверхмассивные чёрные дыры, а не особо крупные звёзды или скопления новых светил. Пока учёные не зафиксировали рентгеновского излучения, главного следа рождения чёрной дыры, однако они уверены, что в этих облаках вряд ли может возникнуть что-то иное — в данных облаках газа слишком жарко для того, чтобы в них могли родиться светила.

Как отмечают исследователи, подобные чёрные дыры являются относительно редкими обитателями космоса — они могли формироваться только в первые эпохи жизни Вселенной, и сегодня они просто не смогут возникнуть из-за того, что первые поколения звёзд «замусорили» все галактики тяжёлыми элементами. Сейчас Лоеб и его коллеги пытаются найти галактику в далёком прошлом Вселенной для раскрытия тайн того, как рождались эти редкие чёрные дыры, сообщает Space.com.

Категория: Далёкие рубежи | Просмотров: 271 | Добавил: astrolabia | Теги: чёрные дыры, Вселенная | Рейтинг: 0.0/0