Главная » 2016 » Июль » 15 » Окрестности чёрных дыр похожи на воронку
Окрестности чёрных дыр похожи на воронку
Качание материи в окрестностях чёрной дыры

Так художник представил себе качание материи в окрестностях чёрной дыры

Материя в окрестностях чёрной дыры вращается вокруг неё не по прямой линии, как считалось раньше, а «качается» вверх и вниз, подобно волнам в воронке в ванной или в стакане с водой.

«Этот процесс можно сравнить с тем, если бы вы взяли ложку, засунули её в банку с мёдом и начали её вращать. Представьте, что мёд — это пространство, и все „вкрапления", которые в нём есть, будут увлекаться движением и вращениями ложки. В реальном мире это будет означать то, что характер движения любого объекта, вращающегося вокруг крутящейся чёрной дыры, будет меняться вместе с её движением», — заявил Адам Ингрэм (Adam Ingram) из университета Амстердама (Нидерланды).

После открытия первых чёрных дыр в 1980 годах и рентгеновского излучения, исходящего от их диска аккреции — «бублика» материи, пожираемого чёрной дырой, учёные столкнулись с первой загадкой этих необычных объектов. Они обнаружили, что их свечение «мерцало», плавно меняя свою яркость с периодичностью примерно в десятки секунд или доли секунды.

Ингрэм и его коллеги выяснили, почему это происходит, наблюдая за чёрной дырой H 1743-322 в созвездии Скорпиона, удалённой от Земли на расстояние в 30 тысяч световых лет, при помощи двух орбитальных телескопов — европейского XMM-Newton и американского NuSTAR.

Многодневные наблюдения за этой чёрной дырой позволили астрономам найти необычные сдвиги линий железа в рентгеновском спектре диска аккреции чёрной дыры, впервые указавшие на то, что он качается, подобно волнам в стакане размешиваемой воды, во время вращения вокруг чёрной дыры. Эти качания и порождают те квазипериодические колебания в яркости рентгена, открытые в 1980 годах.

Как объясняет Ингрэм в статье, опубликованной в журнале MNRAS, подобное поведение предсказывается теорией относительности — учёные называют его гравитационной прецессией, или же эффектом Лензе-Тирринга. Он представляет собой релятивистский аналог так называемой силы Кориолиса — знакомой всем по урокам школьной географии концепции, объясняющей то, почему правые берега рек в странах северного полушария являтся более крутыми, а ветра — отклоняются на запад. В космосе это проявляется в том, что вращение любого объекта заставляет орбиты его спутников «качаться» вверх и вниз.

Чёрные дыры являются не единственным примером работы эффекта Лензе-Тирринга в космосе — ранее аналогичное поведение было зафиксировано для систем из белых карликов и нейтронных звёзд. Открытие его более мощного аналога у чёрных дыр, как отмечает Ингрэм, поможет учёным более строго проверить выкладки теории относительности, а также точнее измерять массы чёрных дыр.

Категория: Далёкие рубежи | Просмотров: 253 | Добавил: astrolabia | Теги: чёрные дыры | Рейтинг: 0.0/0