Главная » 2015 » Февраль » 10 » Обречённые белые карлики найдут свой конец во взрыве сверхновой
Обречённые белые карлики найдут свой конец во взрыве сверхновой
Астрономы обнаружили в планетарной туманности Henize 2-428 в созвездии Орла два необычно крупных белых карлика, которые быстро сближаются друг с другом и через несколько сотен миллионов лет сольются и взорвутся в виде сверхмощной сверхновой I типа, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature.

Обречённые белые карлики найдут свой конец во взрыве сверхновой

Так художник представил себе два белых карлика, которые в скором времени сольются и превратятся в сверхновую. NASA. L. Calçada.

"Когда мы всмотрелись в центральную звезду в этой туманности, мы поняли, что она на самом деле представляет собой два светила, которые находятся в центре необычного облака из газа, скошенного на один бок. Дальнейшие наблюдения помогли нам вычислить орбиты звёзд, определить их массы и расстояние между ними. В этот момент мы поняли, что открыли нечто крайне необычное", — рассказывают Генри Боффин (Henry Boffin) из Европейской южной обсерватории (Чили) и Романо Корради (Romano Corradi) из Канарского института астрофизики (Испания).

Боффин, Корради и несколько десятков европейских астрономов оказались свидетелями крайне редкого и интересного для науки события. Им удалось найти пару белых карликов, которые в скором астрономическом будущем, примерно через 700 миллионов лет, превратятся в сверхновую I типа.

Они возникают только при слиянии белых карликов или белого карлика и красного гиганта и сила их взрыва и его яркость бывает относительно постоянной, что позволяет использовать подобные вспышки для измерения расстояний в космосе. Это свойство Сол Перлмуттер и его коллеги использовали для демонстрации ускоряющегося расширения Вселенной, за что они получили Нобелевскую премию 2011 года по физике.

Белые карлики, которые нашли авторы статьи, являются необычно большими по меркам современной астрономии — по своим размерам они чуть меньше Солнца, а их общая масса почти в 1,8 раза больше солнечной. Это заметно выше предела Чандрасекара (1,44 массы Солнца) — магической отметки, при достижении которой белый карлик превратится в гигантскую термоядерную бомбу.

"До этого момента, идея формирования сверхновых первого типа в результате слияний белых карликов находила подтверждения исключительно на уровне теорий. Пара белых карликов, которую мы нашли в туманности Henize 2-428, вполне реальна", — добавляет Дэвид Джонс (David Jones), другой автор статьи из Европейской южной обсерватории.

Планетарная туманность Henize 2-428. Фото: Very Large Telescope.

По словам учёных, карлики расположены так близко друг к другу, что их взаимодействие должно вырабатывать гравитационные волны, чье существование предсказывается теорией относительности Эйнштейна. Благодаря выделению этих волн обреченные светила будут постепенно терять энергию и сближаться, в результате чего через примерно 700 лет они окончательно сольются.

Это знаменательное событие состоится совсем нескоро по человеческим меркам, и учёные планируют провести ближайшие годы, наблюдая за окрестностями этих белых карликов и самими звёздами. Как они полагают, дальнейшие наблюдения за Henize 2-428 помогут раскрыть природу гравитационных волн и дадут новые способы искать следы загадочной тёмной энергии, заставляющей Вселенную расширяться с ускорением.

Категория: Далёкие рубежи | Просмотров: 581 | Добавил: astrolabia | Теги: сверхновая, белые карлики | Рейтинг: 0.0/0