Главная » 2015 » Март » 21 » Обнаружено связующее звено между сверхновыми и формированием планет
Обнаружено связующее звено между сверхновыми и формированием планет
Летающая обсерватория SOFIA (Stratospheric Observatory for Infrared Astronomy) помогла астрономам доказать, что сверхновые являются своеобразными "фабриками" космической пыли, составляющей основу Земли и всех существующих во Вселенной планет, говорится в статье, опубликованной в журнале Science.

Оранжевым цветом на фотографии отмечены скопления пыли в останках сверхновой

Оранжевым цветом на фотографии отмечены скопления пыли в останках сверхновой. Фото: Ryan Lau et al. / SOFIA/FORCAST / Chandra/ACIS-I.

"Наши наблюдения помогли нам обнаружить, что одно из облаков пыли, возникших в результате взрыва сверхновой примерно 10 тысяч лет назад, содержит в себе достаточно материи для того, чтобы "слепить" из этой пыли семь тысяч копий Земли. Пыль пережила встречу с ударными волнами, исходящими от сверхновой, и сейчас она распространяется по межзвёздной среде, где она сможет стать частью зародышей будущих звёзд и планет", — заявил Райан Лау (Ryan Lau) из Корнеллского университета в Итаке (США).

Лау и его коллеги участвуют в уникальном проекте НАСА и немецкого космического агентства DLR – единственной в мире летающей обсерватории SOFIA,представляющей собой "Боинг 747" с установленным на нём 2,5 метровым оптическим и инфракрасным телескопом. Подъём телескопа на высоту в 13 километров позволяет сделать качество получаемой "картинки" близкой к уровню космических обсерваторий.

SOFIA (Stratospheric Observatory for Infrared Astronomy)

Используя инструменты SOFIA, авторы статьи детальным образом изучили останки сверхновой Sgr AE, вспыхнувшей около 35 тысяч лет назад в созвездии Стрельца, в окрестностях центра Млечного Пути. Наблюдения в инфракрасном диапазоне помогли им оценить количество пыли в окрестностях сверхновой и вычислить её общую массу.

Группа Лау избрала эту сверхновую для наблюдений по той причине, что исходящая от неё ударная волна уже прошла через порождённые ею запасы пыли и "развернулась" назад, породив вторую волну, которая движется в сторону центра погибшей звезды. Сегодня многие астрономы предполагают, что эта обратная волна может уничтожать пыль и мешать ей распространяться по Галактике, и Sgr AE предоставила авторам статьи возможность для проверки этой гипотезы.

Наблюдения показали, что пыль не только пережила столкновение с волной, но и уже начала постепенно распространяться в стороны от центра сверхновой, постепенно "сбегая" в открытую межзвёздную среду. Пыль спасло, как полагают сами астрофизики, то, что межзвёздная среда в окрестностях Sgr AE является особенно плотной, благодаря чему ударная волна тормозится и теряет энергию быстрее, чем она успевает разрушить частички пыли.

Всё это, как утверждают Лау и его коллеги, говорит в пользу того, что сверхновые являются основными производителями пыли в галактиках и поставляют львиную долю "стройматериалов", из которых сформировались Земля и другие планеты.

Категория: Далёкие рубежи | Просмотров: 437 | Добавил: astrolabia | Теги: сверхновые, Sofia | Рейтинг: 0.0/0