Главная » 2015 » Апрель » 14 » Обнаружена экзопланета с адской атмосферой
Обнаружена экзопланета с адской атмосферой
Международная группа планетологов выяснила, что в атмосфере недавно открытой экзопланеты HD189733b царят действительно адские условия – температура воздуха в ней превышает три тысячи градусов, а скорость ветра – тысячу километров в час, говорится в статье, опубликованной в журнале Astronomy & Astrophysics.

Испарение атмосферы планеты HD 189733b под действием сверхмощной вспышки на звезде. NASA Goddard Space Flight Center.

За последнее десятилетие планетологи смогли обнаружить несколько тысяч экзопланет, в том числе несколько десятков "суперземель" и двойников Земли. Часть из них находится в так называемой "зоне жизни", где может существовать вода в жидком виде. Нахождение в этой зоне не гарантирует того, что на планете есть условия для зарождения жизни — у неё может быть парниковая атмосфера, разогревающая поверхность до невыносимых или даже адских температур.

Орельен Виттенбах (Aurelien Wyttenbach) из университета Женевы (Швейцария) и его коллеги нашли крайне экстремальный пример подобной планеты с "адской" атмосферой, изучая облака в воздушной оболочке недавно открытой экзопланеты HD 189733b по данным, собранным наземным спектрометром HARPS и орбитальной обсерваторией "Хаббл".

Данная планета является типичным газовым гигантом из класса "горячих юпитеров", который получил много внимания со стороны астрономов в последние годы из-за близости к Земле и необычной голубой окраски его атмосферы. За это время учёные успели получить её фотографии в разных диапазонах частот, найти в её атмосфере углекислоту, воду и кремний, а также выяснить, что звезда постепенно "сдувает" газовые оболочки этого гиганта.

Ярко-голубая планета HD 189733b. NASA, ESA, M. Kornmesser.

Учёные давно знают о существовании облаков в атмосфере HD 189733b, однако их пока невозможно напрямую увидеть из-за недостаточных мощностей современных телескопов. Поэтому планетологи прибегают к разного рода хитростям для наблюдения за ними.

К примеру, Виттенбах обратил внимание на то, что облака HD 189733b содержат в себе чуть больше натрия, чем окружающие их газовые оболочки. Его группа воспользовалась этим фактом и использовала спектрометр HARPS для составления карты облаков и измерения их температуры и скорости их движения.

Как выяснилось, условия на этом "горячем юпитере" были ещё хуже, чем предполагали планетологи – температура воздуха превышает три тысячи градусов Цельсия в верхних слоях атмосферы, а порывы ветра могут достигать скорости в тысячу километров в час.

Данную методику изучения атмосферы, по мнению Виттенбаха и его коллег, можно применять и для изучения менее крупных и экстремальных экзопланет. С другой стороны, как признают сами исследователи, для этого потребуется новое поколение спектрографов, и одним из первых таких приборов станет инструмент ESPRESSO, который будет установлен на телескоп VLT в ближайшее время.

Категория: Далёкие рубежи | Просмотров: 576 | Добавил: astrolabia | Теги: Espresso, АтмосферА, хаббл, HD189733b, экзопланета, HARPS, горячие юпитеры, VLT | Рейтинг: 0.0/0