Главная » 2013 » Декабрь » 20 » Новый телескоп "Гайя" будет изучать Млечный Путь (видео)
Новый телескоп "Гайя" будет изучать Млечный Путь (видео)
19-го декабря 2013 года в 13 часов по Москве с космодрома Куру во Французской Гвиане стартовала ракета Союз-СТБ-Фрегат (Soyuz-STB-Fregat), на борту которой находится телескоп Gaia.

Миссия, стоимость которой составила $1,2 миллиарда (740 миллионов евро или почти 32 миллиарда рублей), будет направлена на изучение просторов нашей Галактики — Млечного Пути. Из снимков высокого разрешения, которые сделает телескоп за пять лет своей работы в космосе, учёные составят подробную карту окружающего нас космического пространства. Учёные уверены, что полученные данные помогут в дальнейшем сделать немало удивительных астрономических открытий.
Телескоп Gaia
Телескоп Gaia будет наблюдать за миллиардами звёзд (иллюстрация ESA).

Как сообщают руководители нового проекта в пресс-релизе ESA, их главная цель — провести "астрономическую перепись" и определить точное местонахождение миллиарда звёзд. На первый взгляд, немало, но это лишь один процент от общего числа всех светил в Галактике. Каждый участок неба будет наблюдаться по 70 раз в течение всей миссии, что позволит вычислить расстояние до объектов, скорость и направление их движения.

"Всего за два года работы телескопа "Гайя" мы планируем получить полный сборник снимков звёздного неба", — говорит Франсуа Миньяр (Francois Mignard) из обсерватории Лазурного Берега.

Последний телескоп-разведчик ESA, выполнявший аналогичные задачи, назывался "Гиппарх" и был запущен в 1989 году. Он работал на орбите на протяжении почти четырёх лет и с помощью собранных им данных учёные узнали точное местоположение 118 тысяч звёзд и относительно точную локацию ещё двух миллионов светил. Этой базой до сих пор пользуются астрономы со всего света, но очевидно, что теперь её необходимо дополнить.

Благодаря новейшему оборудованию прибор будет вычислять расстояние до астрономических объектов и точный угол между объектом в один момент, им же в другой момент времени и наблюдателем. Этот метод называется триангуляцией. "Гиппарх" исследовал небесные тела таким же образом, однако "Гайя" будет производить вычисления в 200 раз точнее. Таким образом расстояние до объекта и скорость его движения будут вычисляться с рекордной точностью.

"Если "Гиппарх" мог измерить угол, который соответствует высоте астронавта на Луне, "Гайя" сможет измерить его миниатюру", — поясняют руководители миссии в пресс-релизе ESA.
 14-ая минута полёта Гайи
14-ая минута полёта "Гайи", все системы работают нормально (кадр из видео ESA TV).

Вторичной целью миссии является также применение транзитного метода поиска экзопланет с новым оптическим оборудованием. Поскольку приборы на борту телескопа Gaia предельно чувствительны, они смогут засечь минимальное затемнение при прохождении экзопланет по диску их родительской звезды. Учёные надеются узнать намного больше об инопланетных мирах и понять, сколько их в нашей галактике.

По предварительным оценкам, новый телескоп сможет "увидеть" около 50 тысяч экзопланет на расстоянии до 150 световых лет от Солнца, что в десятки раз больше, чем показывают предыдущие базы данных.

Космическая обсерватория не оставит без внимания и нашу родную Солнечную систему. Она будет делать снимки потенциально опасных для Земли астероидов, который на данный момент находятся в поясе астероидов, расположенном между орбитами Марса и Юпитера.

Также взор Gaia обратится и в сторону далёких галактик, где телескоп будет изучать взрывы сверхновых и движения дрейфующих по космическому пространству коричневых карликов.

В рамках миссии учёным представится ещё одна возможность проверить Общую теорию относительности Эйнштейна, согласно которой движение звезды будет казаться замедленным, поскольку исходящий от неё свет будет искривляться проходящим мимо массивным объектом.

После запуска на орбиту телескоп расположится в так называемой точке Лагранжа 2, удалённой на полтора миллиона километров от поверхности нашей планеты. В этой локации телескоп сможет круглогодично наблюдать за космосом, и ни Земля, ни Солнце, ни Луна не загородят ему обзор. Добавим, что в это же место всегда отправляли и будут отправлять космические телескопы: там побывали "Гершель" и "Кеплер", а в скором времени NASA запустит в точку Лагранжа 2 телескоп Джеймса Вебба.

Главной проблемой миссии, которую называют все участники и авторы проекта, является гигантский объём информации, которую предоставит телескоп Gaia. На обработку могли бы уйти годы. К счастью, учёные подготовились: по всей Европе открылись шесть специализированных центров, где астрономы будут обрабатывать полученную информацию. Жемчужиной всех этих центров станет суперкомпьютер, расположенный в Тулузе, который способен проводить шесть тысяч миллиардов операций в секунду.

За процессом движения телескопа Gaia можно наблюдать онлайн на сайте ESA.

Категория: Космические технологии | Просмотров: 634 | Добавил: astrolabia | Теги: Гайя, телескоп | Рейтинг: 0.0/0