Главная » 2013 » Сентябрь » 26 » Необычный "пульсар-трансформер" в созвездии Стрельца
Необычный "пульсар-трансформер" в созвездии Стрельца
Астрономы обнаружили в созвездии Стрельца, на расстоянии в 18 тысяч световых лет от Земли, необычный радиопульсар-"трансформер", периодически превращающийся в другой тип нейтронной звезды — рентгеновский пульсар, что считалось невозможным с точки зрения теории.

Рэнсом и его коллеги открыли эту звезду-"трансформер", изучая снимки и данные, собранные различными радиотелескопами Соединенных Штатов во время наблюдения за созвездием Стрельца на протяжении последних семи лет. Внимание учёных привлекло близкое к Земле звёздное скопление М28, внутри которого они нашли любопытный объект, похожий на радиопульсар.

Данный объект, получивший имя IGR J18245-2452, вёл себя крайне необычно для пульсара такого типа — он периодически "исчезал" из радиодиапазона на несколько лет, что привело к его двойному открытию сразу двумя группами астрономов в 2005 и 2013 годах. Изучив снимки М28 в других диапазонах, авторы статьи заметили, что в этой же точке скопления присутствует и рентгеновский пульсар.

Это озадачило учёных — радио- и рентгеновские пульсары по своей сути несовместимы друг с другом и не могут обитать в одной двойной системе. Поэтому в ней должна присутствовать только одна нейтронная звезда, а её спутником является обычное светило. Данный радиопульсар стал "трансформером" благодаря тому, что он периодические перетягивает часть материи со своего спутника.

Раскалённая плазма образует "кольцо" вокруг нейтронной звезды и начинает падать на её поверхность, что порождает рентгеновское излучение и заставляет пульсар крутиться быстрее. Когда запасы газа иссякают, IGR J18245-2452 превращается обратно в миллисекундный радиопульсар. По словам авторов статьи, только такой механизм может объяснить то, почему данный объект способен изменить свою сущность за недели и месяцы — мгновения с точки зрения астрономии.

Подготовлено по материалам Phys.org