Главная » 2015 » Сентябрь » 17 » Недра Энцелада опоясывает "глобальный" водный океан
Недра Энцелада опоясывает "глобальный" водный океан
Новые наблюдения за Энцеладом при помощи зонда "Кассини" помогли учёным выяснить, что недавно открытый подлёдный океан на этом спутнике Сатурна покрывает не часть, а всю площадь подземной "поверхности" этой планеты, сообщает Лаборатория реактивного движения НАСА.

"Если бы между ядро Энцелада и его поверхность где-то были бы жёстко соединены друг с другом, то тогда ядро выступало бы своеобразным "балластом", благодаря которому планета меньше бы "болталась" на орбите под действием притяжения Сатурна. Этого не происходит, и это на деле доказывает то, что под поверхностью этой сатурнианской луны существует глобальный океан", — заявил Мэттью Тискарено из Корнеллского университета (США).

В 2005 году "Кассини" обнаружил на Энцеладе струи из частиц водяного льда и пара, которые выбрасываются в космическое пространство из параллельных трещин вблизи южного полюса — так называемых "тигровых полос". Это открытие поставило перед учёными вопрос об источнике этого пара и льда.

В последующие годы, в рамках дополнительных наблюдений при помощи "Кассини", "Хаббла" и других аппаратов, планетологи обнаружили множество свидетельств в пользу того, что океан под  поверхностью Энцелада все же существует, однако первые данные наблюдений указывали лишь на то, что он присутствует в окрестностях южного полюса планеты.

Тискарено и его коллеги выяснили, что океан Энцелада покрывает всю поверхность планеты, отделяя его твёрдое ядро ото льда и мягких пород на поверхности, изучив данные, собранные "Кассини" при наблюдениях за данной планетой с момента его прибытия в систему Сатурна в 2004 году.

Наблюдая за небольшими отклонениями в движении Энцелада по орбите, учёные выяснили, что сила этих "болтаний" планеты заметно выше значений, на которые указывают компьютерные модели данной луны, подразумевающие существование относительно небольшого океана. Это означает, что на Энцеладе, скорее всего, существует достаточно глубокий глобальный океан, опоясывающий всю планету.

Данное открытие, как отмечают планетологи, заново ставит перед ними старую загадку Энцелада – как его океану удается оставаться жидким. Ранее астрономы считали, что его воды разогреваются в результате сжатия и разжимания пористого ядра планеты под действием притяжения Сатурна и Дионы.

Как полагают Тискарено и его коллеги из научной команды "Кассини", мощности этих приливных сил будет явно недостаточно для поддержания глобального океана Энцелада в жидком и даже теплом виде, о чем говорят горячие гейзеры на поверхности этой планеты.

В ближайшее время, в конце октября этого года, "Кассини" в очередной раз сблизится с Энцеладом и совершит самый глубокий в своей жизни "нырок" к активным гейзерам и "тигровым полосам", пролетая на высоте всего в 50 километров от поверхности Энцелада. Как надеются учёные, собранные во время этого пролёта данные помогут найти ответ на часть новых и старых загадок этой луны.

Категория: Солнечная Система | Просмотров: 327 | Добавил: astrolabia | Теги: Энцелад, океан, Кассини | Рейтинг: 0.0/0