Главная » 2016 » Май » 3 » Найдены три потенциально обитаемых планеты
Найдены три потенциально обитаемых планеты
Европейские астрономы открыли у небольшого красного карлика сразу три планеты, находящиеся внутри «зоны жизни» и на поверхности которых могут существовать необходимые условия для зарождения живых существ.

Три потенциально обитаемых планеты в звёздной системе TRAPPIST-1

«Благодаря крайне коротким орбитам эти планеты в 20 и 100 раз ближе к своему светилу, чем Земля к Солнцу. И вообще, вся эта система больше напоминает по своим масштабам Юпитер и его спутники, а не полноценную звёздную систему вроде Солнечной системы», — заявил Михаэль Гиллон из университета Льежа (Бельгия).

Эта звёздная система, получившая неблагозвучное имя TRAPPIST-1, расположена в созвездии Водолея, на расстоянии 40 световых лет от Земли. В её центре обитает холодный и крайне небольшой красный карлик, чья масса примерно в 10 раз меньше солнечной, а сила свечения — примерно в две тысячи раз меньше, чем у Солнца.

Наблюдая за этой звездой в сентябре прошлого года при помощи недавно построенного телескопа TRAPPIST, установленного в чилийской обсерватории Ла-Силла, Гиллон и его коллеги обнаружили серию характерных падений в яркости светила, которые обычно возникают, когда планета загораживает собой свет звезды.

Дальнейшие наблюдения показали, что вокруг TRAPPIST-1 вращаются сразу три землеподобных планеты, которые примерно равны Земле как по массе, так и по диаметру. Все они находятся очень близко к светилу — первая планета совершает один виток вокруг красного карлика всего за два неполных дня, вторая — за три дня, а третья — предположительно за 18 дней.

Несмотря на то, что они в 2-3 раза ближе подходят к светилу, чем Меркурий — к Солнцу, на их поверхности царят относительно низкие температуры — от 11 до 120 градусов Цельсия для первой планеты, около минус 30 — плюс 68 градусов для второй, и минус 73 — плюс 7 градусов — для третьей.

Это, как считают учёные, позволяет говорить о том, что все три этих планеты находятся внутри «зоны жизни» — особой зоны в окрестностях светила, где может существовать вода в жидкой форме. Таким образом, можно говорить о том, что все три планеты при определённых условиях могут, в принципе, иметь все условия для зарождения жизни.

У подобного «хэппи-энда», правда, есть одно существенное препятствие — как объясняют Гиллон и его коллеги, есть весомые основания полагать, что первые две планеты вращаются вокруг TRAPPIST-1 таким образом, что одно их полушарие всегда смотрит на звезду, а второе — всегда находится в тени. Это заметно снижает шансы на то, что их поверхность будет пригодной для жизни.

Тем не менее, утверждать это наверняка нельзя — вполне возможно, что приливные силы не будут действовать на планеты таким образом, или, по крайней мере, вызвать фатальных проблем для развития живых организмов.

Проверить всё это можно будет уже в ближайшие годы — благодаря небольшому расстоянию до TRAPPIST-1 и невысокой яркости красного карлика, строящийся космический телескоп «Джеймс Уэбб» сможет уже в 2018 году получить фотографии этих планет, изучить состав их атмосферы и измерить температуру поверхности. Таким образом, у TRAPPIST-1 появится шанс стать обладательницей первой экзопланеты, возможность существования жизни на которой будет подтверждена прямыми наблюдениями.

Категория: Далёкие рубежи | Просмотров: 312 | Добавил: astrolabia | Теги: экзопланеты, красный карлик, TRAPPIST-1 | Рейтинг: 0.0/0