Главная » 2013 » Июнь » 26 » Найдена звезда с тремя "суперземлями" (видео)
Найдена звезда с тремя "суперземлями" (видео)
Европейские астрономы после подробных исследований подтвердили то, что давно подозревали: вокруг сравнительно недалекой от Земли звезды в зоне, теоретически пригодной для жизни, вращаются целых три больших планеты. Измерения и вычисления команды астрономов показали, что вокруг звезды Глизе 667С вращаются по меньшей мере три так называемых "суперземли" - твёрдых планеты размером больше нашей.

При этом орбиты всех трёх, по расчетам учёных, должны лежать в пределах температуры жидкой воды - не холоднее и не горячее. Это теоретически делает возможной жизнь на них - но строго теоретически, так как астрономы не могут точно сказать даже, как выглядят эти планеты и из чего состоят.

Глизе 667С - "красный карлик" в системе из трёх звёзд - находится на расстоянии всего 22 световых лет от Солнечной системы. С Земли она видна в телескопы в созвездии Скорпиона. Командой учёных, заново исследовавших ранее уже изученную систему Глизе, руководили Гильем Англада-Эскуде из Гёттингенского университета в Германии и Микко Туоми из Хартфорширского университета в Великобритании.

Учёные использовали телескоп обсерватории Силья в Чили, оснащённый прибором HARPS (High Accuracy Radial Velocity Planet Searcher). Этот высокоточный спектрограф обнаруживает планеты у звёзд, замеряя влияние массы предполагаемых планет на исходящий от звезды свет. Глизе 667С испускает в 50-60 раз меньше света, чем наше Солнце, и потенциально обитаемая зона вокруг неё, в которой вращаются три "суперземли", находится гораздо ближе к звезде, чем Земля.

Только в нашей Галактике может быть 17 млрд звёзд с планетами в "зоне обитаемости"

"Их периоды обращения - 28, 39 и 62 дня, то есть их орбиты ближе к поверхности звезды, чем Меркурий - к Солнцу. Но оценочные значения температур на их поверхности допускают присутствие жидкой воды, поскольку светимость и масса звезды низки", - сказал Би-би-си Микко Туоми.

Массы трёх "суперземель", по словам Туоми, оцениваются в пределах от 2,7 до 3,8 массы Земли.

"Но что касается физического размера, мы можем только прикинуть его, предположив, из чего именно состоят планеты, но это только догадки", - сказал учёный. По словам Микко Туоми, три измеренные планеты своими орбитами занимают всю потенциально обитаемую зону вокруг Глизе 667С, но его команда нашла некоторые признаки того, что на самой внутренней границе этой зоны, "вплотную" к звезде, может быть ещё одна твёрдая планета.

Анализ данных небольших звёзд класса красных карликов, составляющих большую часть звёзд в нашей Галактике, показал, что у 6% из них присутствуют подобные планеты. Результаты этого анализа были опубликованы недавно в журнале Astrophysical Journal.

В последнее время "охота" за экзопланетами достигла небывалого размаха. В поиске пригодных для жизни планет наиболее преуспел телескоп "Кеплер" - астрономический спутник НАСА, предназначенный для поиска небесных тел, похожих на Землю. Он изучает участок неба, охватывая более 150 тысяч звёзд, и отмечает характерные ослабления яркости, возникающие, когда движущиеся по своим орбитам планеты закрывают звёзды, попадая в поле зрения телескопа.

В каталоге НАСА более 800 экзопланет, большинство из которых обнаружили транзитным методом. В основе этого метода - наблюдения за прохождением планеты на фоне звезды. Он позволяет определить размеры - а в сочетании с методом Доплера, и плотность планет. Однако обнаруженные экзопланеты - лишь верхушка огромного айсберга. Опираясь на результаты исследования с использованием других методов, было установлено, что вокруг каждой звезды вращается в среднем 1,6 планеты.

Немало и планет, размеры которых сопоставимы с размерами Земли. Недавнее исследование показало, что у каждой шестой звезды есть планета такого размера, находящаяся на достаточно близкой от звезды орбите. А это означает, что только в нашей галактике примерно 17 млрд таких планет.

Но слишком близкие от звёзд орбиты означают высокие температуры на таких планетах, поэтому учёных интересуют тела, которые находятся от звёзд на расстоянии, позволяющем допустить наличие на них воды в жидком виде. Нужно, чтобы планеты были расположены и не слишком далеко от звёзд - чтобы они не замерзали.