Главная » 2014 » Июнь » 5 » Найдена самая старая экзопланета из ныне известных
Найдена самая старая экзопланета из ныне известных
Астрономы обнаружили самую старую из ныне известных экзопланет, которая, по предположениям учёных, может поддерживать существование жизни. При этом планета находится весьма на близком расстоянии до Земли.

Kapteyn b

Возраст обнаруженного мира, получившего название Kapteyn b и расположенного приблизительно в 13 световых годах от нас, по мнению астрономов, составляет около 11,5 миллиарда лет, что делает её примерно в 2,5 раза старше нашей Земли и всего на 2 миллиарда моложе самой Вселенной, которая появилась в результате Большого взрыва 13,8 миллиарда лет назад.

«Весьма удивительно представить то, какая форма жизни могла бы появиться и развиться на подобных планетах с таким огромным временем своего существования», — говорит ведущий автор исследования Гиллем Англада-Эскюде из Лондонского университета королевы Марии.

Слова Англада-Эскюде касаются новых обнаруженных планет Kapteyn b и Kapteyn c, обращающихся вокруг звезды Каптейн, принадлежащей к классу «красный карлик» и расположенной в созвездии Живописца. Учёные называют планету Kapteyn b «супер-Землей», так как её масса примерно в пять раз больше, чем у Земли. Этот мир, по мнению астрономов, может быть обитаем. Так как планета находится на достаточном расстоянии от своей звезды, чтобы на ней могла находиться вода в жидкой форме. В свою очередь Kapteyn c, которая тоже массивнее нашей планеты, весьма вероятно, является «холодным миром», так как расположена дальше от своей Звезды.

Обнаружить две новые планеты астрономам помогли едва заметные возмущения в яркости звезды Каптейн. Эти возмущения, вызванные проходом планет перед своей звездой, были впервые обнаружены спектрометром HARPS, расположенном в обсерватории Ла-Силья в Чили. Дальнейшие наблюдения с помощью двух других спектрометров — HIRES в обсерватории Кета на Гавайях и научного инструмента PFS телескопа «Магеллан II» в Чили — подтвердили находки учёных.

Команда учёных признаётся, что не ожидала обнаружить потенциально обитаемый мир возле звезды Каптейн, чья яркость примерно в 250 раз меньше яркости нашего Солнца, а её масса равна лишь 1/3 массы нашего светила. Однако звезда расположена настолько близко к нам, что её можно разглядеть на ночном небе даже с помощью обычного телескопа.

«Мы были удивлены, обнаружив признаки наличия планет вокруг Каптейна», — делится Англада-Эскюде.

«Предыдущие данные были весьма противоречивы, поэтому мы решили проследить за этой областью космоса очень внимательно, и в конце концов получили ясный и чёткий сигнал».

Планета Kapteyn b расположена в так называемой обитаемой зоне, на достаточно удалённом расстоянии от своей звезды, чтобы на её поверхности могла находится жидкая вода. Полный оборот вокруг звезды Каптейна экзопланета совершает за 48 дней. Более холодная планета Kapteyn c расположена несколько дальше и поэтому период её обращения составляет 121 день.

Что интересно, по мнению астрономов, звезда Каптейн могла появится внутри карликовой галактики, которая в последствии была поглощена Млечным Путем. На такой вывод учёных привело наблюдение за её скоростью и её эллиптической орбитой в галактическом гало нашего Млечного Пути. Учёные считают, что Каптейн и карликовая галактика когда-то были частью Омега Центавра, звёздного скопления, находящегося в 16 тысячах световых лет от нас и содержащего множество звёзд, чей возраст составляет около 11,5 миллиардов лет.

Новое открытие для учёных может оказаться весьма полезным, потому что дальнейшее наблюдение за этой системой, возможно, позволит прояснить некоторые вопросы в поиске потенциально пригодных для жизни планет и рассказать об их свойствах.