Главная » 2014 » Март » 27 » Найдена самая далёкая карликовая планета Солнечной системы
Найдена самая далёкая карликовая планета Солнечной системы

Астрономы объявили об открытии нового претендента на звание самого далёкого объекта Солнечной системы — карликовой планеты 2012 VP113, удалённой почти на 12 миллиардов километров от Солнца, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature.

Снимок карликовой планеты 2012 VP113

Снимок карликовой планеты 2012 VP113 (красная, зелёная и синяя точки), которую авторы статьи предлагают назвать в честь Джозефа Байдена. Фото: Scott Sheppard / Chad Trujillo

"Мы должны продолжить поиск других далёких объектов в облаке Оорта, помимо Седны и 2012 VP113, так как их открытие должно помочь нам раскрыть неизвестные сегодня тайны рождения Солнечной системы. Как мы полагаем, некоторые объекты во внутреннем облаке Оорта могут соперничать по размерам с Марсом или даже Землёй", — заявил Скотт Шепард из Института науки Карнеги в Вашингтоне (США).

Новой карликовой планете астрономы в шутку дали название "Байден" — в честь вице-президента США Джозефа Байдена, поскольку в индексе планеты есть буквы VP — аббревиатура слова "вице-президент".

Шепард и его коллега Чадвик Трухильо из обсерватории Джемини на Гавайских островах (США) изучали структуру и "население" так называемого облака Оорта, окружающего Солнечную систему. Это "облако", состоящее из комет и других "ледяных" тел, расположено на расстоянии в 150 — 1,5 тысячи астрономических единиц (средней дистанции между Землей и Солнцем) от нашего светила.

Учёные считают его своеобразной свалкой "строительных материалов", выброшенных из Солнечной системы в ходе её формирования. На сегодняшний облаку Оорта приписывается роль "главного поставщика" комет и места рождения карликовых планет, таких как Седна, выброшенных из его пределов в результате гравитационных возмущений.

Шепард и Трухильо изучили близкую к нам кромку облака Оорта при помощи камеры DECam, установленной на чилийском телескопе NOAO. Высокая чувствительность этого прибора позволила астрономам найти в облаке около 900 "подозрительных" объектов, похожих на Седну.

Им удалось доказать, что один из этих объектов, которому учёные присвоили шифр 2012 VP113, вращается вокруг Солнца по очень вытянутой орбите, чья ближайшая к светилу точка удалена от него на 80 астрономических единиц, рекордное на сегодняшний день расстояние. Он заметно меньше Седны — его диаметр не превышает 450 километров, чего достаточно для объявления 2012 VP113 карликовой планетой.