Главная » 2015 » Февраль » 19 » Найдена причина звёздных "беби-бумов" в галактиках
Найдена причина звёздных "беби-бумов" в галактиках
Резкие вспышки звездообразования в некоторых сверхактивных галактиках происходят благодаря наличию в них особенно плотных сгустков нейтрального газа, насыщенных тяжёлыми элементами и молекулами, которые не встречаются в их "обычных" кузенах, заявляют учёные в статье, принятой к публикации в Astrophysical Journal.

"Эти различия имеют очень серьёзные последствия для эволюции наших теорий о том, как галактики растут и развиваются. Наша главная задача и мечта сегодня — не только понять, производят ли такие галактики не только больше звёзд, чем их обычные собратья, но и выяснить, отличаются ли эти светила от обитателей Млечного Пути и похожих на него галактик. И ALMA поможет нам приблизиться к решению этой задачи", — объясняет Адам Лирой (Adam Leroy) из университета штата Огайо в Колумбусе (США).

Лирой и его коллеги раскрыли секрет невероятной плодовитости галактик, в которых наблюдается вспышка звездообразования, наблюдая за ближайшим к нам примером подобного "беби-бума" — галактикой NGC253 в созвездии Скульптора — при помощи радиотелескопа ALMA на чилийском высокогорном плато Чахнантор.

Фотография галактики NGC253 в созвездии Скульптора

Фотография галактики NGC253 в созвездии Скульптора, оранжевым отмечены звёздные ясли. Фото: B. Saxton (NRAO/AUI/NSF); ALMA (NRAO/ESO/NAOJ); A. Leroy; STScI/NASA, ST-ECF/ESA, CADC/NRC/CSA.

Для раскрытия причин того, почему звёзды в ней рождаются со скоростью, в сотни и тысячи раз превышающей частоту их образования в Млечном Пути, авторы статьи проанализировали химический состав облаков из молекулярного газа, в которых и рождаются новые светила. Для этого учёные "сфотографировали" галактику на разных частотах микроволнового излучения, соответствующих разным видам молекул и элементов, которые можно встретить в "звёздных яслях".

Данный набор радиоастрономических "снимков" показал, что в NGC253 содержится необычно много молекул "тяжёлой" циановой и карбоновых кислот, которые практически не встречаются в нашей Галактике или похожих на неё объектах. Как сегодня считают учёные, подобные соединения могут формироваться и существовать достаточно долгое время только внутри сверхплотных облаков газа, где их не разлагает излучение звёзд и космические лучи.

По оценкам Лироя и его коллег, облака холодного газа в NGC253 заметно больше и примерно в 10 раз плотнее, чем "звёздные ясли" в Млечном Пути. Кроме того, судя по различиям в концентрации этих кислот, газ в этих регионах звездообразования перемешивается гораздо активнее, чем в обычных галактиках.

Все эти факты, как утверждают учёные, позволяют нам говорить о том, что "беби-бумы" происходят не только из-за присутствия в них больших количеств нейтрального газа, но и благодаря тому, что их "звёздные ясли" заметно отличаются по своему химическому составу от аналогичных регионов в обычных галактиках. Данное открытие, как считают Лирой и его коллеги, поможет учёным раскрыть другие секреты подобных галактик-"фабрик звёзд".