Главная » 2017 » Февраль » 9 » Найдена первая «промежуточная» чёрная дыра в Млечном Пути
Найдена первая «промежуточная» чёрная дыра в Млечном Пути
Промежуточная чёрная дыра искривляет свет звёздного скопления

Так художник представил то, как промежуточная чёрная дыра искривляет свет звёздного скопления

Астрономы обнаружили в одном из шаровых скоплений звёзд в созвездии Тукана редчайшую чёрную дыру «промежуточной» массы, представляющую собой «потерянное звено эволюции» чёрных дыр в центрах галактик.

«Мы ищем подобные чёрные дыры по той причине, что они соединяют между собой обычные чёрные дыры звёздной массы и их сверхмассивные кузины. Возможно, что они представляют собой первичные „зародыши", которые со временем превращаются в монстров, которые присутствуют в центрах галактик сегодня», — заявил Булент Кызылтан (Bulent Kiziltan) из Гарвардского университета (США).

Открытие Кызылтана и его коллег не является первым кандидатом на роль подобного потерянного звена — главным претендентом на эту роль является чёрная дыра X-2 в галактике M82, открытая ещё в 2006 году.

Помимо M82 X-2 на роль первого известного нам объекта промежуточной массы претендуют ещё три рентгеновских источника — HLX-1 в созвездии Феникса, «катапультированный» из галактики ESO 243-49, а также чёрная дыра NGC2276-3c в галактике NGC2276 и объект GCIRS 13E в Млечном Пути. Многие астрономы подозревают, что эти объекты на самом деле не являются чёрными дырами, так как их первооткрыватели пока не могут точно измерить их массу и другие физические свойства.

Как рассказывают учёные, изначально они искали не чёрные дыры, а наблюдали за пульсарами, расположенными в шаровом скоплении 47 в созвездии Тукана, где обитает несколько десятков подобных «выгоревших» звёзд. Это скопление никогда не считалось чем-то особенным — оно удалено от Земли примерно на 13 тысяч световых лет и содержит в себе несколько тысяч относительно пожилых звёзд.

До открытия американских астрономов никто не пытался искать крупные чёрные дыры в 47 Тукана, так как это скопление почти не вырабатывает рентгеновского излучения, возникающее в диске из материи, которую «жует» чёрная дыра, и в его центре почти нет свободного газа, что могло бы скрывать подобный объект.

Наблюдая за движением звёзд в центре и на окраинах этого скопления, астрономы неожиданно заметили нечто необычное — оказалось, что большая часть светил в нём вращалась вокруг центра 47 Тукана с гораздо более высокой скоростью, чем это делают звёзды в других шаровых скоплениях. Это проявлялось, в частности, в том, что радиосигналы пульсаров были смещены в сторону от центра скопления, куда обычно попадают такие «мёртвые» звёзды после своего рождения в ходе вспышек сверхновых.

Подобное смещение радиосигналов пульсаров и аномалии в скорости движения звёзд, по расчётам учёных, можно объяснить присутствием объекта массой в 2200 Солнц в центре скопления. Подобная масса, по словам Кызылтана и его коллег, однозначно относит невидимого обитателя центра 47 Тукана в число чёрных дыр промежуточной массы.

Если это действительно так, то подобное открытие хорошо объясняет то, почему чёрные дыры промежуточной массы так редки. Отсутствие газа в центре скопления делает чёрную дыру почти невидимой для нас, так как она не излучает рентгена и никак не проявляет себя, кроме как искривляя сигналы пульсаров и заставляя звёзды двигаться быстрее, чем они это обычно делают, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature.

В том случае, если остальные «промежуточные звенья» похожи на ядро 47 Тукана, то найти их за пределами нашей Галактики будет почти невозможно, так как замеры скорости движения и гравитационного линзирования очень сложно проводить на таких дистанциях. Поэтому изучение тайн того, как такие чёрные дыры могут захватывать материю и превращаться в их сверхмассивных «старших сестёр», будет гораздо более сложной задачей, чем представляли себе учёные ранее.

С другой стороны, его открытие говорит о возможном механизме образования таких объектов на первых стадиях жизни галактик, когда крупные шаровые скопления, образующиеся на их окраинах, могли «переезжать» в центры галактик, где «промежуточные» чёрные дыры получали достаточное количество «еды» для сверхбыстрого роста за счёт выбросов большого числа крупных и активных звёзд.

Категория: Далёкие рубежи | Просмотров: 155 | Добавил: astrolabia | Теги: чёрные дыры | Рейтинг: 0.0/0