Главная » 2015 » Май » 13 » Над галактикой Андромеды нашли гигантский газовый нимб
Над галактикой Андромеды нашли гигантский газовый нимб
Галактику Андромеды, ближайшего соседа Млечного Пути, окружает гигантское облако из газа, которое было бы в 100 раз больше Луны на ночном небе, если бы наши глаза могли его видеть, говорится в статье, опубликованной в Astrophysical Journal.

Свет от квазаров движется к Земле и Хабблу

Схема наблюдений: свет от квазаров движется к Земле и Хабблу. Фото: NASA, ESA, N. Lehner / J.C. Howk (University of Notre Dame), B. Wakker (University of Wisconsin, Madison).

Формирование звёзд требует постоянного пополнения "запасов" молекулярных облаков водорода из внешних источников, без которых звёзды постепенно угаснут, исчерпав запасы звёздного "горючего". Звёзды в нашей Галактике ежегодно сжигают количество водорода, которого соответствует 0,45 массы Солнца. Принято считать, что источником газа может выступать материя межгалактического пространства.

Однако ещё в 2011 году Николас Ленер (Nicolas Lehner) и Кристофер Хоук (Christopher Howk) из Нотр-Дамского университета (США) установили, что основным источником вещества для подпитки новых звёзд является галактическое гало — "окраина" Млечного пути, простирающаяся за пределы его видимой части. Эта область заполнена разреженным межзвёздным газом и скоплениями невидимой тёмной материи, которая не даёт "разбежаться" звёздам внутри галактики.

В своей новой работе Ленер и Хоук попытались найти аналогичные скопления газа и на окраинах ближайшей соседки нашей Галактики, Туманности Андромеды, которая по совместительству является крупнейшим объектом в так называемой Локальной Группе – семействе галактик, в которое входит и Млечный Путь.

Во время этих наблюдений учёные опирались на то, что свет квазаров, активных ядер далёких галактик, меняется и тускнеет во время прохода через клубы нейтрального газа, окружающего галактику Андромеды, на их пути к Земле. Яркость квазара снижается только для небольшого набора волн света, что позволяет использовать этот феномен для изучения "нимба" галактик.

Используя мощности телескопа "Хаббл" и архивные фотографии Туманности Андромеды за последние пять лет, астрофизики проследили за 18 квазарами, чей свет проходит через окрестности этой галактики на пути к Земле.

Эти наблюдения привели к достаточно неожиданным выводам – оказалось, что газовый "нимб" галактики Андромеды является действительно гигантским – его масса превышает солнечную в 20 миллиардов раз, а его границы простираются как минимум на миллион световых лет, что составляет примерно половину расстояния от Млечного Пути до его "соседки".

Если бы человеческий глаз мог видеть это облако, то оно было бы самым крупным объектом на ночном небе, чьи размеры превышали бы Луну как минимум в 100 раз. С точки зрения физики, газовый нимб оказался крайне необычным в том отношении, что он содержит необычно много астрономических "металлов" – элементов тяжелее гелия и водорода.

По оценкам Ленера и Хоука, примерно половина тяжёлых элементов, порождённых в недрах светил Туманности Андромеды, находится в её газовом нимбе. Пока учёные не знают, как этот фактор может влиять на скорость формирования звёзд в галактике Андромеды, и планируют найти ответ на этот вопрос в ходе дальнейших наблюдений и изучения газовых нимбов других "звёздных семей".

Категория: Далёкие рубежи | Просмотров: 302 | Добавил: astrolabia | Теги: Гало, квазары, Туманность Андромеды, газовый нимб, тёмная материя, водород, межзвёздный газ | Рейтинг: 0.0/0