Главная » 2014 » Август » 7 » Мощнейшее в Солнечной системе извержение вулкана
Мощнейшее в Солнечной системе извержение вулкана
Обсерватория Gemini, расположенная на Гавайских островах, опубликовала захватывающие фотографии серии вулканических извержений, зафиксированных на спутнике Юпитера Ио.

Мощнейшее в Солнечной системе извержение вулкана

Самое мощное из них произошло 29 августа 2013 года, ему предшествовала серия более мелких на протяжении нескольких недель, пишет The Daily Mail. Учёные полагают, что это было одно из сильнейших извержений за всю историю Солнечной системы.

Первые крупные извержения были обнаружены в южном полушарии Ио 15 августа 2013 года. Доктор Имке да Патер из Университета из Калифорнийского университета в Беркли заметила два извержения при помощи 10-метрового телескопа Keck II. Извержение в области патеры (неглубокого кратера на поверхности Ио) Рарога, метко названного в честь славянского огненного божества, по подсчетам учёных, выбросило поток лавы площадью 130. кв км и толщиной 10 метров.

Патера Хено (названная в честь ирокезского божества грома и молнии) произвела потоки лавы площадью 310 кв. км.

Самое яркое и крупное извержение было зафиксировано 29 августа при помощи телескопа Gemini North на Гавайях и инфракрасного спектрометра NASA SpeX, который расположен поблизости на вершине вулкана Мауна-Кеа на одноименном гавайском острове.

По подсчетам учёных, это извержение более чем в 10 000 раз мощнее знаменитого извержения вулкана Эйяфьятлайокудль в 2010 году - энергия извержения составила около 20 тераватт.

"Эти новые извержения относятся к относительно редкому классу извержений на Ио - из-за их размера и удивительно высокой термальной эмиссии", - заявляет вулканолог, сотрудник Лаборатории реактивного движения Эшли Дейвиш. "Количество энергии, выделенной в результате этих извержений, позволяет предположить, что фонтаны лавы вырывались из трещин в очень большом количестве каждую секунду, формируя потоки лавы, которые быстро распространялись по поверхности Ио".

Ио - наиболее вулканически активное небесное тело в Солнечной системе. Кроме Земли, это единственное место в Солнечной Системе, на котором происходят извержения вулканов с горячей лавой. Благодаря низкой гравитации на Ио в результате этих извержений образуется громадный вулканический "зонт" вещества, которое поднимается высоко в пространство. Длина шлейфов вещества, извергаемого вулканами луны Юпитера, достигает высоты 330 км и радиуса 700 км (патеры Тваштара), а потоки лавы разливаются на расстояние до 330 км (вулканы Амирани и Масуби).

Полученные в 2013 году данные заставили учёных задуматься о том, что, возможно, извержения на Ио, которые, как считалось ранее, происходят примерно раз в два года, на самом деле могут быть намного более частыми.

Категория: Солнечная Система | Просмотров: 519 | Добавил: astrolabia | Теги: Ио, вулкан | Рейтинг: 0.0/0