Главная » 2015 » Март » 15 » Млечный Путь оказался не плоским блином, а сжатой "гармошкой"
Млечный Путь оказался не плоским блином, а сжатой "гармошкой"
Диаметр нашей Галактики может быть на 50% больше текущих оценок её размеров по той причине, что астрономы раньше не видели дальние кромки её диска, сжатые в своеобразную "гармошку" из нескольких складок.

Наша галактика оказалась похожа по своей форме не на плоский блин, а на гармошку (фото: Xu et al).

"Если говорить просто, то мы обнаружили, что наша Галактика не является плоским диском из звёзд – на самом деле, он заметно волнистый. По мере удаления от Солнца, мы насчитали как минимум четыре таких складки в диске Млечного Пути. И хотя мы можем рассмотреть лишь часть Галактики, мы полагаем, что подобную "гармошку" можно встретить во всех её частях", — заявила Хайди Ньюберг (Heidi Newberg) из Политехнического института Ренесселера в Трое (США).

Ньюберг и несколько других астрономов пришли к такому выводу, когда они попытались выяснить причины того, почему звёзды в ближайших к Солнечной системе подступах Галактики распределены крайне неравномерно — относительно пустые участки перемежались очень плотными скоплениями светил.

Первый известный нам подобный регион, так называемое Кольцо Единорога, было обнаружено Ньюберг ещё в 2002 году. С тех пор учёные неоднократно пытались понять его природу, и большинство из них склоняется к идее о том, что оно является фрагментом разорванной на части карликовой галактики в созвездии Стрельца, которая в недавнем прошлом сблизилась с Млечным Путем.

Ещё в момент открытия Кольца Единорога Ньюберг заметила, что в его окрестностях могут присутствовать ещё один подобный регион, однако проверка этого предположения требовала гораздо более масштабных наблюдений, из-за чего ей пришлось отказаться от этой затеи. Реализация этой мечты стала возможной сегодня благодаря масштабной программе картографирования ночного неба SDSS, которая проводится фондом Альфреда Слоана с 2000 года.

Изучив снимки из каталогов SDSS, Ньюберг и её коллеги обнаружили сразу четыре подобных структуры, расположенные к "северу" (в сторону ядра Галактики) и к "югу" (в сторону её кромки) от Солнца. Проанализировав их положение, астрономы поняли, что они были разбросаны по диску Млечного Пути не случайно. Эти регионы, и разделяющие их зоны относительной пустоты длиной в 13 тысяч световых лет, были похожи на своеобразные складки ткани.

Их вершины совпадали с положением спиралей-рукавов Галактики, что подсказало учёным, что они на самом деле имеют дело не с регионами с аномально высокой плотностью звездного населения в плоском "блине" Галактики, а с крайне неровным диском, смятым в своеобразную гармошку.

Как считает Ньюберг, Млечный Путь не всегда выглядел подобным образом — по её мнению, складки в его диске появились в результате серии столкновений с карликовой галактикой вроде Sgr DEG, породившей Кольцо Единорога, или плотным сгустком тёмной материи.

"Это событие было очень похоже на то, что происходит, когда вы бросаете гальку в океан – волны двигаются в стороны от точки её падения. Если карликовая галактика проходит через диск, она будет "тянуть" его вверх во время сближения с Млечным Путем, и вниз уже после того, как пройдет через него, в результате чего возникнет своеобразная волна, распространяющаяся в стороны от точки столкновения", — поясняет Ньюберг.

По её словам, данное открытие не только проясняет размеры Галактики, но и в принципе может помочь нам использовать эти вкладки для изучения свойств тёмной материи и гравитационных волн, непосредственным образом участвовавших в их рождении.

Категория: Далёкие рубежи | Просмотров: 544 | Добавил: astrolabia | Теги: Млечный путь | Рейтинг: 0.0/0