Главная » 2017 » Январь » 23 » Марсоход Curiosity нашел на Марсе глину, потрескавшуюся от воды
Марсоход Curiosity нашел на Марсе глину, потрескавшуюся от воды
Потрескавшаяся глина, найденная марсоходом Curiosity

Четвёртый ровер НАСА обнаружил на поверхности Марса необычные отложения глины, покрытые трещинами, подобными тем, которые остаются на глинистой почве после сильных дождей, сообщает Лаборатория реактивного движения НАСА.

«Эти трещины, скорее всего, возникли в результате высыхания воды. Даже с большого расстояния видны эти пятиугольники и другие структуры, которые мы нигде не видели на Марсе. Всё это очень похоже на то, как растрескивается грязь на дороге, когда она высыхает», — рассказывает Нэйтан Cтайн (Nathan Stein) из Калифорнийского технологического института в Пасадене (США).

До недавнего времени учёные не могли обнаружить достоверные следы существования воды на Красной планете. В марте 2013 года марсоход Curiosity нашёл первые признаки существования воды в виде залежей глины, которые он открыл, пробурив камень под названием «Джон Кляйн» на одной из своих первых стоянок.

Впоследствии учёные нашли много других залежей глины и прочих свидетельств того, что на Марсе была пресная, пригодная для жизни вода. Как сегодня считают планетологи, кратер Гейл, где сегодня находится марсоход, является дном гигантского пересохшего озера, следы которого покрывают кратер и его центральную часть — гору Шарп.

Стайн и его коллеги нашли новые свидетельства того, что вода в кратере Гейл действительно присутствовала, изучая камень, который учёные НАСА сразу окрестили «Старым Пропойцей». Этот камень был найден во время одной из последних стоянок Curiosity, когда аппарат был вынужден временно прекратить движение из-за неполадок в буровой установке в его механической «руке».

Изучая близлежащие склоны горы Шарп, учёные обратили внимание на необычный «пупырчатый» камень, заставивший их подъехать к нему поближе и изучить его при помощи спектрометров и других бортовых инструментов Curiosity. Любопытство не подвело специалистов — им удалось найти окаменевший растрескавшийся слой глины, трещины в котором были заполнены песком и другими породами, встречающимися на дне озёр и рек.

Помимо различий в химическом составе материала трещин и самой глины, о присутствии воды говорит и то, что «Старый Пропойца» находится между двумя толстыми прослойками особых «зеброобразных» песчаников и глин, аналоги которых формируются на дне пересыхающих озер на Земле.

Дополнительным аргументом является возраст камня. По оценкам учёных, он сформировался примерно три миллиарда лет назад, когда Марс начал превращаться в холодную и безводную планету. Как отмечает Ашвин Васавада, один из руководителей проекта Curiosity, открытие подобных трещин подтверждает набирающую сегодня популярность теорию о том, что Марс переживал серию «мокрых» эпох и засух примерно 3,5-3 миллиарда лет назад, когда его вода начала испаряться в космос.

В это время, если верить «Старому Пропойце», озёра в кратере Гейла периодически возникали и высыхали, оставляя после себя окаменелые «корки» из ила, глины и других осадочных пород. Как надеются учёные, им удастся найти аналогичные камни выше по склонам горы Шарп и взять их пробы при помощи бура, который специалистам НАСА пока не удаётся включить.

Категория: Солнечная Система | Просмотров: 141 | Добавил: astrolabia | Теги: глина, марсоход, вода, Curiosity, Марс, Красная планета | Рейтинг: 0.0/0