Главная » 2016 » Май » 27 » «Красные гейзеры» чёрных дыр убивают галактики
«Красные гейзеры» чёрных дыр убивают галактики
Галактика Акира и её спутник Тецуо

Наблюдения за сотнями крупных галактик показали, что процессы звездообразования прекращаются в самых «спокойных» галактиках в результате формирования так называемых «красных гейзеров» — потоков сверхгорячего газа, порождаемых сверхмассивной чёрной дырой в их центре.

«Звёзды рождаются из сгустков газа, но, как показывают исследования нескольких последних десятилетий, во многих галактиках, несмотря на присутствие „звёздных стройматериалов", новые светила так и не рождаются. Это сравнимо с пустыней, покрытой густыми облаками. Мы знали, что процесс звездообразования в „тихих" галактиках должен подавляться, и теперь мы думаем, что „красные гейзеры" виноваты в этом», — заявил Эдмонд Чунг (Edmond Cheung) из университета Токио (Япония).

В центре Млечного Пути и практически всех галактик присутствует сверхмассивная чёрная дыра, незримым образом «дирижирующая» процессами круговорота вещества по всей галактике. Достаточно давно астрономы считают, что активизация таких чёрных дыр приводит к постепенному опустошению галактики и прекращению процессов звездообразования в результате того, что чёрная дыра разогревает и выбрасывает холодные облака пыли и водорода за пределы галактики, внутри которых и рождаются звёзды.

Только в прошлом году учёные получили первые прямые свидетельства того, что это действительно происходит, наблюдая за галактикой IRAS F11119 в созвездии Большой Медведицы. Оставалось непонятным то, как чёрной дыре удаётся «задушить» формирование звёзд и почему её хватка не слабеет после того, как она лишает саму себя еды.

Чунг и его коллеги нашли возможный ответ на эти вопросы, используя недавно опубликованный атлас близлежащих галактик SDSS-IV MaNGA, подготовленный Слоановским обзором неба. В этих звёздных картах учёных интересовал спектр облаков газа в других галактиках, по которому они определяли то, как перемещаются эти скопления водорода и что потенциально двигает ими.

Изучив несколько сотен «тихих» галактик из SDSS-IV MaNGA, учёные обнаружили необычную закономерность — во всех них газ вращался вокруг их центра не равномерно, а хаотичным образом. Наблюдения за одной из этих галактик, получившей имя «Акира», показали, что в этом был виноваты структуры, которые авторы статьи окрестили «красными гейзерами» — конические пучки горячего газа, периодически выплевываемые сверхмассивной чёрной дырой.

Подобные потоки газа, как показывают учёные, могут формироваться в окрестностях чёрной дыры даже тогда, когда она сидит на «голодном пайке» и не поглощает большие массы газа и пыли. Их мощности, по словам Чунга, достаточно для того, чтобы «перемешивать» газ во всей галактике, разогревать его и делать непригодным для формирования новых звёзд. Это может объяснять, почему сегодня примерно половина галактик в видимой Вселенной является, по сути, полумертвыми «зомби», заключают учёные.

Категория: Далёкие рубежи | Просмотров: 191 | Добавил: astrolabia | Теги: звездообразование, галактики, чёрные дыры, Акира, красные гейзеры | Рейтинг: 0.0/0