Главная » 2015 » Декабрь » 9 » Космический вампиризм омолаживает недра звёзд-"Лазарей"
Космический вампиризм омолаживает недра звёзд-"Лазарей"
Некоторые звёзды на окраинах Галактики выглядят невозможно молодо для своего возраста благодаря космическому "вампиризму" — они перерождаются, в буквальном смысле высасывая материю из их умирающих соседей, красных гигантов.

Голубые отставшие звёзды (blue stragglers) встречаются только в шаровых звёздных скоплениях. Стандартные представления об эволюции звёзд предполагают, что путь развития светила и его параметры в каждый момент времени определяются изначальной массой и возрастом. Поскольку все звёзды в таком скоплении возникают примерно в один момент, на диаграмме Герцшпрунга-Рассела они должны находиться в чётко определённых границах.

Голубые отставшие звёзды же, в соответствии со своим названием, "отстают" от основной группы: их температура выше, а спектр излучения сильнее смещён в синюю область, чем у "ровесников". Поэтому можно говорить о том, что эти светила каким-то образом, как библейский Лазарь, омолодились и восстали из мёртвых. Первые такие звёзды были открыты американским астрономом Алланом Сэндиджем в 1953 году.

Натали Госнелл (Natalie Gosnell) из университета Техаса в Остине (США) и её коллеги раскрыли тайну перерождения большого числа таких звёзд, наблюдая за целым "выводком" подобных светил в открытом звёздном скоплении NGC 188, расположенном на окраинах Млечного Пути в созвездии Цефея.

Изучая снимки с "Хаббла", полученные при наблюдении за этим скоплением звёзд, учёные нашли две дюжины отставших звёзд, семь из которых жили в космосе не одни, а в компании относительно молодых белых карликов. Ещё семь светил из этого набора звёзд жили в компании с красными гигантами, доживавшими свой век и готовившимися превратиться в белого карлика.

Так художник представил себе звезду-вампира, омолаживающую себя за счёт умирающего спутника

Фотографии с космической обсерватории помогли Госнелл и её коллегам доказать, что эти "светила-Лазари" являются космическими вампирами – они высасывают водород из внешних оболочек красных гигантов, которые умирающая звезда не может удержать из-за растущей температуры в её ядре. В конечном итоге она превращается в белого карлика, а на месте её менее крупного спутника возникает омоложенная отставшая звезда, заявляют астрономы в статье, опубликованной в Astrophysical Journal.

"Подобное открытие было потрясающим свершением для нас. До настоящего момента у нас не было никаких доказательств в пользу этой теории, только намёки на неё. Теперь нам впервые удалось показать, что значительная часть подобных светил формируется в результате переноса массы", — заключает Госнелл.