Главная » 2016 » Ноябрь » 8 » Космический шторм превратил далёкую галактику в пару глаз
Космический шторм превратил далёкую галактику в пару глаз
Галактики IC 2163 и NGC 2207

Галактики IC 2163 и NGC 2207, превратившаяся в своеобразную пару глаз в результате космического ДТП

Сближение галактик IC 2163 и NGC 2207 в созвездии Большого Пса привело к рождению своеобразных гигантских «цунами» внутри каждой из них, что превратило их в необычные космические «глаза» со зрачками и веками из огромного числа новорожденных звёзд.

«Подобные столкновения происходят не слишком редко, но мы знаем о существовании очень небольшого числа галактик с „глазообразной" структурой. Это связано с тем, что „веки" таких галактик существуют всего несколько десятков миллионов лет, мгновения по меркам космоса. Открытие такой галактики является уникальной возможностью изучить то, что происходит, когда она галактика слегка задевает другую», — заявила Мишель Кауфман (Michele Kaufman) из университета Огайо (США).

Кауфман и её коллеги раскрыли секрет рождения «космических глаз» в созвездии Большого Пса, пары галактик IC 2163 и NGC 2207, наблюдая за потоками холодного газа в них при помощи телескопа ALMA, способного следить за движением даже самых холодных и «невидимых» молекул газа на огромных расстояниях от Земли.

В прошлом, как рассказывают учёные, обе эти галактики были обычными спиральными «кузинами» Млечного Пути, однако относительно недавно они сблизились и начали в буквальном смысле «царапать» друг друга. Это привело к их превращению в «глаза» — спиральные галактики с очень ярким ядром-зрачком и двумя крайне вытянутыми рукавами, окружающими этот «зрачок» подобно векам.

Наблюдая за движением молекул угарного газа в материи IC 2163 и NGC 2207, учёные поняли, что причиной их превращения в гигантские космические «глаза» являются своеобразные волны-«цунами», которые движутся от краёв галактик в сторону их центра со скоростью в 100 километров в секунду. Движение этих волн «взбалтывает» межзвездный газ и приводит к тому, что в нем начинают формироваться сотни и тысячи новых звёзд.

Эти волны со временем теряют энергию, сталкиваясь с более плотными комками газа и уплотняя их ещё сильнее, и закручиваются в спираль, двигаясь вокруг центра галактики и формируя звёздные «веки» IC 2163 и NGC 2207. По скорости торможения этих волн, как отмечают астрофизики, можно предсказать то, насколько толстыми будут веки у подобной галактики.

Как полагают исследователи, в юной Вселенной таких «глаз» было гораздо больше, так как галактики в ней были расположены гораздо ближе друг к другу и взаимодействовали чаще, чем сегодня. Так как век их недолог по космическим меркам, мы не знаем об их существовании почти ничего, кроме тех данных, которые дают наблюдения за IC 2163 и NGC 2207 и другими единичными примерами таких необычных структур мироздания, говорится в статье, опубликованной в Astrophysical Journal.

Категория: Далёкие рубежи | Просмотров: 242 | Добавил: astrolabia | Теги: глаза, галактики | Рейтинг: 0.0/0