Главная » 2016 » Июнь » 18 » «Кьюриосити» обнаружил на Марсе типично земной минерал
«Кьюриосити» обнаружил на Марсе типично земной минерал
Автопортрет Кьюриосити

Марсоход «Кьюриосити» обнаружил на Красной планете тридимит. Этот кремноземный материал на Земле образуется, когда горячая вулканическая лава соприкасается с океанской водой. Ровер нашел тридимит в кратере Гейл, который считается ложем древнего озера. На Земле этот материал возникает после мощных извержений вулканов.

Учёный НАСА Ричард Моррис признался, что был поражён открытием. Никто даже не предполагал, что на Марсе могут существовать условия для образования тридимита. Хотя на Красной планете есть вулканы, они все являются базальтовыми, как вулканы на Гавайях. Такие вулканы выбрасывают лаву, богатую железом и магнием, но с низким содержанием кремния.

Вулканы в Каскадных горах в канадской провинции Британская Колумбия и на тихоокеанском побережье США — совсем другое дело. Так называемые кремниевые вулканы формируются, когда плита Хуан-де-Фука в Тихом океане проталкивается под континентальную Северо-Американскую плиту, забирая с собой много океанской воды. В результате, говорит Моррис, лава в вулканах Каскадных гор содержит много кремния — минерала, который формируется при наличии воды. Очень высокая температура позволяет кремнию расплавиться и перекристаллизоваться в тридимит.

«Нет никаких доказательств движения тектонических плит на Марсе, — говорит Моррис. — Вот почему находка тридимита стала таким сюрпризом». Также на Красной планете нет никакого следа кремниевых вулканов и нет свидетельств того, что когда-то на Марсе было достаточно воды, которая могла взаимодействовать с лавой.

Но обнаруженный «Кьюриосити» минерал — определённо тридимит. «В этом нет абсолютно никакого сомнения», — говорит Моррис. Инструменты ровера не только идентифицировали химический состав материала, но и просканировали горную породу рентгеновскими лучами.

«Никогда не ожидал найти тридимит в кратере Гейл на Марсе», — соглашается Ральф Геллерт из Университета Гуэльфа (Канада). Учёный добавил, что камни в кратере Гейл в целом имеют высокий уровень кремния по сравнению с остальным Марсом. Некоторые булыжники из кратера очень похожи на камни, которые находят на вулкане Сент-Хеленс на Земле.

«Кьюриосити» продолжит исследовать горную породу, поднимаясь по многослойному холму под названием гора Шарпа. Исследователи хотят проверить, найдёт ли ровер ещё тридимит по пути наверх.

Категория: Солнечная Система | Просмотров: 310 | Добавил: astrolabia | Теги: марсоход, тридимит, Кьюриосити, Марс, Красная планета | Рейтинг: 0.0/0