Главная » 2015 » Апрель » 26 » "Хаббл" запечатлел взрыв необычной звезды
"Хаббл" запечатлел взрыв необычной звезды
Космическая обсерватория "Хаббл" запечатлела уникальное явление — парадоксальный звёздный взрыв, природа которого крайне озадачила учёных. Явление наблюдалось в созвездии Эридана на протяжении всего двух недель, после чего следы взрыва исчезли.

По словам астрономов, две недели — слишком малый срок для звёздного взрыва, чтобы классифицировать его как сверхновую. Также он оказался в 10 раз тусклее, чем обычные сверхновые, которые, как правило, полностью разрушают светила. Тем не менее, классифицировать наблюдаемый взрыв как новую звезду тоже нельзя: его яркость в сотню раз превысила стандарты для этого явления. Напомним, что взрыв новой звезды, в отличие от сверхновой, не провоцирует коллапс светила.

Команда во главе со Стивеном Родни (Steven Rodney), астрономом из Университета Джона Хопкинса в Балтиморе, наблюдала загадочное явление в январе и августе 2014 года при помощи космического телескопа "Хаббл". Результаты исследования учёные представили 21 апреля 2015 года на симпозиуме, посвящённом 25-летию знаменитой обсерватории.

Уникальное явление исследовательская группа Родни заметила почти случайно в ходе особого проекта по изучению далёких галактик посредством гравитационного микролинзирования. Взрывы звёзд в далёких галактиках можно разглядеть именно благодаря искривлению света, который визуально увеличивает столь отдалённые от Земли объекты и события.

В рамках того же проекта команда Родни ранее составила калейдоскопическое изображение из четырёх снимков взрыва сверхновой, для чего тоже использовала методику гравитационного микролинзирования.

Свет, пойманный телескопом "Хаббл", покинул далёкую галактику в созвездии Эридана 7,8 миллиарда лет назад — именно столько световых лет разделяют Землю и наблюдаемый объект.

"Мы даже не уверены в том, что данные, полученные в январе и августе 2014 года, отображают одно и то же событие. Первичный анализ показал, что мы можем иметь дело с двумя разными взрывами", — рассказывает Родни.

Учёные исключили возможность того, что наблюдаемое ими явление — это так называемая килоновая (kilonova), то есть слияние двух нейтронных звёзд или нейтронной звезды и чёрной дыры. Яркость и скорость взрыва подходит под это определение, но килоновая — явление столь редкое, что вероятность того, что это именно она крайне мала. Тем более, если последующие анализы покажут, что учёные наблюдали два взрыва, а не один, то возможность принадлежности к классу килоновых звёзд придётся совсем исключить.

Не в пользу гипотезы о килоновых также говорит и тот факт, что во время таких взрывов, как правило, наблюдается испускание гамма-лучей или рентгеновских лучей, а современные телескопы не зафиксировали ни того, ни другого.

Родни и его коллегам ещё предстоит провести ряд анализов и исследовательских тестов, чтобы окончательно разобраться с полученными данными и результатами наблюдений. Научная статья с уже имеющимися выводами опубликована в журнале Science.

Категория: Далёкие рубежи | Просмотров: 446 | Добавил: astrolabia | Теги: хаббл, килоновая, созвездие Эридана | Рейтинг: 0.0/0