Главная » 2017 » Январь » 9 » «Хаббл» сфотографировал галактику, превратившуюся в микроволновый лазер
«Хаббл» сфотографировал галактику, превратившуюся в микроволновый лазер
Галактика IRAS 16399-0937 в созвездии Змееносца

Орбитальный телескоп «Хаббл» получил первые детальные фотографии галактики IRAS 16399-0937 в созвездии Змееносца, превратившийся в гигантский космический аналог микроволнового лазера благодаря наличию в её центре сразу двух гигантских чёрных дыр, сообщает НАСА.

Практически сразу после создания первых мазеров в середине прошлого века советскими и американскими физиками, астрономы обнаружили их природные аналоги в далёком космосе. Источниками пучков микроволнового излучения, как правило, выступают относительно скромные по космическим меркам объекты — облака молекулярного газа, атмосферы звёзд или кометы, поглощающие энергию какого-то близлежащего источника излучения и переизлучающие её в виде пучков когерентных микроволнового излучения.

Излучение таких мазеров относительно слабо по своей природе, из-за чего их исследование в основном ограничено пределами нашей Галактики. Через некоторое время астрофизики обнаружили и более мощные источники, так называемые мега-мазеры. Первые подобные объекты были найдены в 1980-х годах, и сегодня учёные считают их источниками активные ядра галактик или гигантские зоны звездообразования, возникающие после слияния галактик.

Галактика IRAS 16399-0937, удалённая от Земли примерно на 370 миллионов световых лет, является одним из самых ярких представителей этого редкого типа «звёздных мегаполисов». Учёные достаточно давно наблюдают за ней, пытаясь понять, какие структуры и черты подобных галактик заставляют их превращаться в мега-мазеры.

Телескоп «Хаббл» получил первые детальные фотографии этой яркой галактики, которые раскрыли один из её секретов — оказалось, что в её центре находится не одна, а сразу две сверхмассивных чёрных дыры, попавших туда в результате столкновения IRAS 16399-0937 и одной из её соседок в прошлом. Они удалены друг от друга примерно на 11 тысяч световых лет, и окружены своими собственными «свитами» из звёзд. Одна из чёрных дыр, находящаяся в более спокойной части галактики, обладает очень высокой массой — она примерно в 100 миллионов раз тяжелее Солнца.

Это столкновение и гравитационный «танец» чёрных дыр и тёмной материи привёл к тому, что весь газ в этой галактике был сильно «взболтан» и перемешан, благодаря чему сейчас в ней формируется огромное число звёзд. Когда эта вспышка звездообразования завершится, IRAS 16399-0937 фактически превратится в космического «зомби», так как все её запасы холодного газа, из которого могут формироваться звёзды, будут исчерпаны. А пока IRAS 16399-0937 выглядит необычно ярко благодаря этой последней вспышке жизни внутри неё.

Категория: Далёкие рубежи | Просмотров: 148 | Добавил: astrolabia | Теги: хаббл, чёрные дыры, мазеры, тёмная материя | Рейтинг: 0.0/0