Главная » 2013 » Октябрь » 25 » «Кассини» обнаружил на Титане пятна неизвестной природы
«Кассини» обнаружил на Титане пятна неизвестной природы
Автоматическая станция «Кассини» во время трёх пролетов мимо спутника Сатурна Титана получила новые снимки озёр вблизи северного полюса. Благодаря летней погоде учёные смогли получить подробные изображения в инфракрасном диапазоне. На фотографиях хорошо видны светлые пятна на берегу озёр, однако природу их установить пока не получается.

Опубликованные исследователями изображения были получены при пролётах «Кассини» мимо Титана 10 и 26 июля, а также 12 сентября 2013 года. Минимальное расстояние до спутника при этом составляло всего 964 километра (10 июля, два других пролёта позволили подобраться на 1400 километров), поэтому во время пролётов учёные смогли получить наиболее полную информацию. Помимо широкоугольной камеры, делающей снимки всего спутника, был задействован и длиннофокусный инфракрасный фотоаппарат, отснявший с большим увеличением несколько особо интересных для специалистов-планетологов фрагментов.

Так как Титан является единственным в Солнечной системе спутником с плотной (атмосферное давление больше, чем на Земле) атмосферой, на нем наблюдаются погодные явления и смена времён года. Из-за большого удаления от Солнца и принципиально иного состава газовой оболочки роль воды на Титане играют лёгкие углеводороды: отснятые «Кассини» озёра и моря состоят преимущественно из метана. Ранее исследователям удалось доказать, что на этом небесном теле идут метановые дожди, но до конца круговорот метана и других соединений на Титане пока что не ясен. Новые снимки позволили приблизиться к построению более полной модели циркуляции простейших алканов.

Титан, комбинация снимков в двух режимах. Узкая полоса, протянувшаяся снизу-справа вверх-влево, соответствует серии снимков, сделанных с большим увеличением. Цвета на фотографии условны, так как она выполнена в инфракрасном диапазоне. То, что выглядит голубым, на самом деле было наиболее ярким в ИК-излучении с длиной волны 1,3 микрометра; зелёным обозначен фрагмент спектра с максимумом на 2, а красным - на 5 микрометрах. Фото: NASA/JPL-Caltech/University of Arizona/University of Idaho.

Аннотированная версия снимка Титана. Спектральный диапазон тот же, что на предыдущей фотографии. Наиболее чёткие фрагменты сделаны с разрешением, которое соответствует квадрату 3х3 километра в каждом пикселе. Крестик с пометкой NP обозначает северный полюс.

Наиболее чёткое изображение. Этот снимок сделан на длине волны всего 968 нанометров (0,968 микрометров), что близко к пределу человеческого глаза. Разрешение достигает 536 метров на пиксель; озёра, получившие собственное имя (например, видна «Ладога») подписаны. Фото: NASA/JPL-Caltech/SSI/JHUAPL/Univ. of Arizona.

Изображения выявили светлые участки у берегов озёр, причем на предыдущих снимках того же района подобных белых пятен замечено не было. По мнению исследователей, эти образования могли появиться в результате нескольких разных процессов: например, вулканической активности или карстовых провалов. Версия с карстом предполагает, что жидкий метан размывает горные породы (причем к числу горных пород следует относить и водяной лед), формирует полости и провоцирует обвалы с оползнями на поверхности. И в случае с образованием пещер, и в случае с вулканическими извержениями ученые имеют дело с глобальными процессами, которые придется учитывать при построении моделей спутника в целом. В частности, именно провалы грунта могут объяснять появление выемок, которые затем превращаются в озёра и моря. Выяснить, что же на самом деле отвечает за появление белых пятен, предполагается в ходе дальнейшего изучения Титана при помощи станции «Кассини».

Подготовлено по материалам НАСА.

Категория: Солнечная Система | Просмотров: 546 | Добавил: astrolabia | Теги: Кассини, титан | Рейтинг: 0.0/0