Главная » 2015 » Март » 19 » Карликовая планета Хирон обладает кольцами
Карликовая планета Хирон обладает кольцами
Карликовая планета Хирон обладает своей собственной системой газопылевых колец, что делает её третьей планетой Солнечной системы, входящей в элитный клуб "властелинов колец" вместе с Сатурном и другой планетой-кентавром Харикло, заявляют астрономы в статье, опубликованной в журнале Icarus.

Астероид Харикло и его газопылевые кольца

Астероид Харикло и его газопылевые кольца глазами художника. Изображение: Lucie Maquet.

"До того, как мы открыли кольца Харикло, никто не верил, что малые небесные тела могут обладать системами колец. Если в окрестностях Хирона действительно существуют такие кольца, то тогда мы можем говорить о том, что такое происходит довольно часто. Однако для этого нам нужно провести серию дополнительных наблюдений с участием множества независимых научных групп, чьи совместные усилия помогут нам подтвердить это открытие", — заявили Аманда Бош (Amanda Bosh) и Джессика Рупрехт (Jessica Ruprecht) из Массачусетского технологического института (США).

Бош, Рупрехт и несколько других астрономов наблюдают за Хироном на протяжении почти 20 лет лет, пытаясь получить детальные фотографии этой карликовой планеты и раскрыть её свойства. Она относится к так называемой категории кентавров – семейству крупных астероидов и малых планет, расположенных между орбитами Юпитера и Плутона. В марте 2014 года астрономы обнаружили, что другой "кентавр", Харикло, обладает системой из двух небольших колец толщиной в 3 и 7 километров.

Начиная с 2010 года, авторы статьи пытались проверить, есть ли кольца у Хирона, используя ту же методику, что и первооткрыватели колец Харикло — они следили за теми моментами, когда Хирон заслонял свет одной из далёких от нас звёзд, и получали фотографии малой планеты, "подсвеченной" излучением этих светил.

Подобные наблюдения крайне сложно осуществить, так как для них подходит не каждая звезда — светило должно быть достаточно ярким для того, чтобы хорошо просветить окружение Хирона. Первый подобный шанс представился учёным лишь в конце 2011 года, и окончательные выводы они смогли сделать лишь в этом году.

Наблюдения за "подсвеченным" Хироном показали, что он действительно окружён скоплениями какой-то материи, природа которой, несмотря на склонность авторов статьи считать её кольцами, пока остаётся неизвестной. Сами учёные признают, что обнаруженные ими тёмные участки могут быть не только кольцами, но и шарообразной оболочкой из газа и пыли, окружающей планету, или пучкообразными выбросами материи, выбрасываемой с поверхности Хирона.

Как отмечают астрономы, последний вариант наименее правдоподобен, так как тела из категории кентавров и пояса Койпера достаточно давно считаются учёными безжизненными в геологическом плане. По этой причине они считают, что открытые ими тёмные пятна всё же являются кольцами, которые возникли в результате столкновения двух небольших тел в окрестностях Хирона.

"Другой возможный вариант их появления касается того, насколько сильно Хирон удален от Солнца. Кентавры могли сформироваться на более далёких окраинах Солнечной системы, и впоследствии сдвинуться в сторону её центра благодаря притяжению планет-гигантов. Замороженные газы, которые оставались стабильными в те времена, когда их орбита проходила за Плутоном, растаяли, и их потоки выбросили пыль и другие формы материи будущих колец в космос", — заключает Рупрехт.

Категория: Солнечная Система | Просмотров: 503 | Добавил: astrolabia | Теги: Харикло, Хирон, кольца | Рейтинг: 0.0/0