Главная » 2016 » Декабрь » 21 » Какие экзомиры доминируют в Галактике?
Какие экзомиры доминируют в Галактике?
Мини-нептун у звезды внутри рассеянного скопления

«Мини-нептун» у звезды внутри рассеянного скопления. Художественное изображение

Наблюдения за «складками» в ткани пространства-времени помогли учёным выяснить, что в нашей Галактике чаще всего встречаются планеты, аналогичные по массе и свойствам Нептуну.

«Мы обнаружили золотую середину в размерах холодных планет. Вопреки прошлым теоретическим предсказаниям, мы обнаружили, что планеты чаще всего обладают размерами, близкими к Нептуну, и число небольших планет, которые мы раньше считали самыми многочисленными, на самом деле не отличается от средних значений», — заявил Дайцуке Сузуки (Daisuke Suzuki) из Центра космических полетов НАСА имени Годдарда (США).

Сузуки и его коллеги пришли к такому выводу в ходе масштабных наблюдений за далёкими экзомирами, которые они проводили при помощи телескопа MOA-II, расположенного в Новой Зеландии. Это устройство предназначено для особого типа наблюдений — оно ищет следы так называемых гравитационных микролинз у далёких звёзд.

Как объясняют учёные, гравитационные микролинзы возникают в тех случаях, когда одна звезда заслоняет излучение другого светила от наблюдателей на Земле. Притяжение ближней к нам звезды искажает и усиливает свет второго объекта, делая его ярче для нас. И если вокруг ближнего светила вращается планета, то яркость этого света будет периодически колебаться в тот момент, когда она проходит по диску звезды.

Подобную методику астрономы достаточно активно используют для поиска экзопланет на очень больших расстояниях, однако у неё есть проблема — она позволяет найти планету, но не позволяет понять, где находится из-за проблем с вычислением расстояния до светила. С другой стороны, микролинзирование позволяет находить даже очень маленькие планеты на большом расстоянии до светила, что другие методики — транзитный метод или метод лучевых скоростей — просто не могут сделать.

Учёные воспользовались этой методикой для проведения самой масштабной на сегодня «переписи» планет в нашей галактике. В общей сложности учёные проследили за 3,3 тысячами микролинзирований при помощи новозеландского телескопа, несколько десятков которых были порождены «невидимыми» планетами, четыре из которых были незнакомы учёным.

Анализ этих событий показал, что большая часть из них была порождена достаточно крупными экзопланетами, которые были заметно больше Земли по своим размерам, но несколько недотягивали до габаритов Юпитера или Сатурна. Типичная звезда Галактики, чья масса примерно на 40% меньше, чем у Солнца, «в среднем» обладает планетой, чья масса превышает земную примерно в 10-40 раз.

Такие планеты, так называемые «холодные» нептуны, астрономы находили и раньше, и они оказались самыми распространенными малыми небесными телами в Галактике.

Подобное открытие стало неожиданным для учёных, так как теоретические расчёты, основанные на данных наблюдений при помощи орбитального телескопа «Кеплер», показывали, что чаще всего в Млечном Пути должны встречаться аналоги Земли, вращающиеся вокруг красных карликов. Оказывается, что это не так.

Почему это проиходит? Как предполагают учёные, доминирование «холодных» нептунов в Галактике объясняется тем, что они формируются в самой благоприятной для рождения планет части протопланетного диска, расположенной у так называемой «линии снега».

Линией снега называют воображаемую границу между тёплой частью диска, где вода и молекулы газа просто не могут существовать, так как они разрушаются излучением молодой звезды, и его холодной половиной, где газ и водяной лёд могут жить вечно. Сюда свет новорожденного светила изгоняет газ из «тёплой» части диска, что дает формирующимся планетам огромные количества материи для их дальнейшего роста, заключают учёные в статье, опубликованной в Astrophysical Journal.

Категория: Далёкие рубежи | Просмотров: 207 | Добавил: astrolabia | Теги: экзопланеты, протопланетный диск, микролинзирование | Рейтинг: 0.0/0