Главная » 2013 » Февраль » 28 » Как вращаются чёрные дыры
Как вращаются чёрные дыры
Американский орбитальный телескоп NuSTAR изучил сверхмассивную чёрную дыру в галактике NGC1365 и получил данные сверхвысокого разрешения, позволившие астрономам очень точно вычислить скорость и направление вращения подобных объектов, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature.

Сверхмассивные чёрные дыры существуют в центре практически любой галактики. В отличие от чёрных дыр, возникающих при коллапсе звёзд, их масса в несколько миллионов раз больше солнечной. Считается, что сверхмассивные чёрные дыры вращаются вокруг своей оси, и вычисление скорости вращения поможет понять, как формировались подобные объекты в ранней Вселенной.

Группа астрофизиков под руководством Фионы Харрисон (Fiona Harrison) из Калифорнийского технологического института в Пасадене (США) выяснила, что крупные чёрные дыры в центрах галактик вращаются с очень высокой скоростью, изучив данные, собранные орбитальной обсерваторией NuSTAR.

Как объясняют учёные, чёрные дыры крайне сложно изучать из-за их природы, препятствующей "побегу" света или материи из ближайших её окрестностей. Поэтому астрофизики изучают их по искривлению пространства, которое возникает из-за огромной массы чёрной дыры. Эти искривления отражаются в спектре рентгеновского излучения, вырабатываемого в диске аккреции и в джете чёрной дыры, что позволяет вычислить её массу, скорость вращения и другие параметры.
Галактика NGC1365
Хариссон и её коллеги проанализировали спектр излучения ядра галактики NGC1365 в самой "верхней" части рентгеновского диапазона, объединив данные, полученные космическим телескопом NuSTAR и его "коллегой" XMM-Newton. Оказалось, что гигантская чёрная дыра массой в два миллиона солнц в центре NGC1365 вращается очень быстро, достигая 84% от максимально возможного значения угловой скорости.

Данное открытие ставит под сомнение возможность формирования таких чёрных дыр внутри гигантских облаков газа и пыли, что считалось одной из самых правдоподобных гипотез их развития. По их словам учёных, "разгон" чёрной дыры потребовал бы гигантской плотности газа, что невозможно из-за его быстрого разогрева излучением джета и последующего разрушения.

По всей видимости, сверхмассивные чёрные дыры набирали массу "порциями", периодически поглощая относительно большие и плотные куски материи. Это и привело к их "разгону" до сверхвысоких скоростей, заключают астрономы.