Главная » 2013 » Май » 27 » Как менялся свет первых звёзд за последние 5 млрд лет
Как менялся свет первых звёзд за последние 5 млрд лет
Европейские и американские астрофизики смогли проследить за тем, как менялась сила и интенсивность так называемого внегалактического фонового излучения, света самых первых звёзд во Вселенной, за последние пять миллиардов лет.
Ультрафиолетовое излучение блазара
Ультрафиолетовое излучение блазара, встречающийся с "эхом” первых светил Вселенной. Nina McCurdy, Joel R. Primack/UC-HiPACC; Wolfgang Steffen/UNAM

Внегалактическое фоновое излучение (extragalactic background light, EBL) представляет собой электромагнитное "эхо" первых звёзд Вселенной, следы которого можно заметить во всех диапазонах излучения. В отличие от космического микроволнового фона, оставшегося после Большого взрыва, этот вид излучения обнаружить чрезвычайно трудно — его "забивает" мощное излучение современных звёзд и галактик.

Группа учёных под руководством Альберто Домингеса (Alberto Dominguez) из университета Калифорнии в Риверсайде (США) проследила за тем, как менялся световой "фон" Вселенной, опираясь на результаты наблюдений за EBL, опубликованные в журнале Science в ноябре 2012 года. Авторы открытия, Маркус Акерманн из Германского синхротронного центра DESY и его коллеги, смогли "увидеть" эхо первых звёзд по тому, как их свет искажал гамма-излучение блазаров, редкого подтипа чёрных дыр.

Домингес и его коллеги усовершенствовали методику своих предшественников, подключив к наблюдениям за блазарами несколько особых наземных телескопов, отслеживающих вспышки, возникающие в результате "торможения" гамма-лучей блазаров в атмосфере Земли. Это позволило астрономам проследить за тем, как менялось внегалактическое фоновое излучение за последние пять миллиардов лет, а также определить его основные источники.

Оказалось, что крупные и яркие галактики, хорошо заметные для оптических телескопов на Земле, оказались основным источником EBL. Как отмечают учёные, дальнейший анализ силы и структуры этого излучения поможет найти "звёздные мегаполисы", невидимые для нас из-за больших расстояний или их тусклости, а также определить некоторые детали того, как выглядела Вселенная в момент рождения первых светил.

По материалам University of California