Главная » 2016 » Июнь » 7 » Галактики «мусорят» тяжёлыми металлами
Галактики «мусорят» тяжёлыми металлами
Спиральная галактика, окружённая горячим газом

Спиральная галактика, окружённая горячим газом. Художественное изображение

Наблюдения при помощи телескопа «Хаббл» и компьютерное моделирование показали, что Млечный Путь и другие галактики «замусоривают» окружающую межгалактическую среду, так как выбрасывают туда множество тяжёлых элементов и не «перерабатывают» их в новом поколении звёзд.

«Раньше мы думали, что почти все эти тяжёлые элементы попадали в недра будущих поколений звёзд, где они перерабатывались и становились основой для планетных систем. Оказывается, что галактики плохо соблюдают космические экологические нормы», — заявил Бенджамин Оппенгеймер (Benjamin Oppenheimer) из университета штата Колорадо в Боулдере (США).

Все галактики и их спутники окружает не пустота, а так называемая межзвёздная среда — крайне разреженный газ, состоящий, как считали учёные до недавнего времени, преимущественно из водорода с небольшой примесью гелия. Этот газ, сосредоточенный вдоль невидимых «пуповин» из тёмной материи, является основным поставщиком «звёздных стройматериалов» для всех активных галактик.

Относительно недавно учёные выяснили, что галактики активно взаимодействуют с межгалактической средой, выбрасывая в неё свои «уши» — гигантские облака из раскалённого газа и пыли, выбрасываемые сверхмассивными чёрными дырами в их центрах. Через десятки и сотни миллионов лет, эти потоки газа охлаждаются и падают назад на галактику, давая возможность новому поколению звёзд появиться на свет.

Оппенгеймер и его коллеги изучали этот процесс с помощью ультрафиолетового спектрометра COS, установленного на телескоп «Хаббл». Данный прибор позволил учёным проследить за тем, из чего состоят эти «уши» галактик, проанализировать динамику движения газа в них и использовать эти данные для создания компьютерной модели галактики и её окружения.

Наблюдая за перемещениями и концентрацией различных ионов кислорода, авторы статьи выяснили, что и спиральные галактики, и их эллиптические «кузины», выбрасывают непропорционально много «металлов» — элементов тяжелее гелия — в межгалактическую среду.

По оценкам астрофизиков, галактики содержат столько же кислорода, углерода и других тяжёлых элементов, как и окружающие их облака горячего газа в межгалактической среде, а в некоторых случаях даже меньше этого. Это означает, что учёные переоценивали способность галактик «перерабатывать» тяжёлые элементы и использовать их для рождения новых звёзд и планет. Вполне возможно, что учёные сегодня переоценивают число планет во Вселенной, опираясь на предыдущие представления о поведении межзвёздной среды.

Помимо «замусоренности» межгалактической среды, Оппенгеймер и его коллеги совершили ещё одно интересное открытие — им, возможно, удалось узнать, почему эллиптические галактики почти не формируют новых звёзд и, по сути, являются гигантскими «звёздными некрополями».

Наблюдая за распределением атомов кислорода, ионизированных до степени 5+, учёные заметили, что межгалактический газ вокруг эллиптических галактик разогрет до нескольких миллионов градусов Кельвина, тогда как вокруг Млечного Пути и других спиральных галактик он разогрет «всего» до 300 тысяч градусов Кельвина. Более высокая температура газа, как считают учёные, заметно замедляет его охлаждение и мешает его возвращению назад в галактики, что лишает их «звёздных стройматериалов».

Категория: Далёкие рубежи | Просмотров: 238 | Добавил: astrolabia | Теги: Млечный путь, спектрометр, хаббл, спиральные галактики | Рейтинг: 0.0/0