Главная » 2015 » Декабрь » 6 » Физики выяснили, что разгоняет частицы во время вспышек на Солнце
Физики выяснили, что разгоняет частицы во время вспышек на Солнце
Учёные впервые проследили за процессом в недрах Солнца, который отвечает за разгон электронов и других частиц до околосветовых скоростей при формировании вспышек на поверхности нашего светила.

Снимки, полученные солнечной обсерваторией SDO для разных частей торнадо

"Мы считали, что определённые типы ударных волн, порождаемые вспышками на Солнце, могут быть причиной разгона этих частиц, но у нас не было никаких данных наблюдений, которые подтверждали бы эту гипотезу. Теперь, благодаря грубой мощи обновлённого VLA, у нас есть все свидетельства в пользу "ударного" ускорения частиц", — заявил Бин Чен (Bin Chen) из Гарвардского университета (США).

Чен и его коллеги пришли к такому выводу, проследив за одной из слабых по мощности вспышек на Солнце, которая произошла на поверхности светила 3 марта 2012 года и сопровождалась так называемым "быстрым" корональным выбросом массы.

Благодаря обновлению VLA, учёные смогли проследить за тем, как менялась ситуация на поверхности и в недрах Солнца каждые 50 миллисекунд, что позволило им "поймать" те пучки радиоволн, которые рождались во время разгона электронов до значений, приближающихся к скорости света.

Как объясняют учёные, вспышки на Солнце возникают в тех случаях, когда линии магнитного поля, проходящие через пятна на поверхности Солнца, внезапно разрываются и начиняют пересоединяться, и энергия магнитного поля, заключённая в короне, верхнем слое атмосферы светила, начинает перетекать в его недра.

Этот процесс сопровождается выделением огромного количества энергии, что разогревает плазму светила на десятки миллионов градусов, а также заставляет её расширяться и двигаться в стороны и вглубь недр, где она сталкивается с более холодными скоплениями материи Солнца.

Столкновение этих горячих и холодных потоков плазмы, как считали теоретики, должно порождать ударные волны, разгоняющие электроны и другие частицы, присутствующие в атмосфере Солнца, до околосветовых скоростей.

Группе Чена удалось проследить за этими столкновениями и подтвердить то, что именно они порождали те радиоимпульсы, которые испускают разогнанные электроны. С другой стороны, судя по тому, что радиоизлучение не прекращалось даже тогда, когда ударных волн в области вспышки не было, в этом процессе могут быть задействованы и другие механизмы.

"Вспышки, подобные знаменитому событию Каррингтона 1859 года, несут за собой реальную угрозу человечеству из-за той роли, которую электроника и другие уязвимые технологии играют в нашей жизни. Их сложно предсказывать, и исследования, подобные нашему, могут помочь нам лучше понимать те фундаментальные процессы, которые порождают такие вспышки", — заключает Дэйл Гэри (Dale Gary), другой автор статьи из Технологического института Нью-Джерси в Нью-Арке (США).

Категория: Солнечная Система | Просмотров: 334 | Добавил: astrolabia | Теги: плазма, вспышки, Солнце, магнитное поле, корона | Рейтинг: 0.0/0