Главная » 2016 » Январь » 14 » Европейский телескоп-охотник за чёрными дырами "открыл глаза" в Чили
Европейский телескоп-охотник за чёрными дырами "открыл глаза" в Чили
Европейская южная обсерватория получила первые снимки при помощи оптического интерферометра GRAVITY, предназначенного для поиска и наблюдений за чёрными дырами в нашей галактике при помощи виртуального телескопа диаметром в 200 метров, сообщает пресс-служба ESO.

Фотография звёзд, полученная виртуальным телескопом GRAVITY

"Во время первого включения, впервые в истории оптической интерферометрии с длинными базами, GRAVITY смог получать картинку на протяжении нескольких минут, что в сотни раз больше, чем удавалось раньше сделать при помощи других интерферометров", — заявил Франк Айзенхауэр (Frank Eisenhauer) из Института внеземной физики в Гархинге (Германия), руководитель проекта.

Ещё в середине 1960-х годов советские астрофизики показали, что несколько удалённых друг от друга радиотарелок можно объединить в гигантский виртуальный радиотелескоп-интерферометр. На сегодняшний день существуют десятки подобных сетей, в которых объединены мощности телескопов из самых разных уголков Земли и даже из космоса в российском проекте "Радиоастрон".

Попытки реализовать подобные проекты в оптическом диапазоне столкнулись с множеством трудностей, связанных с тем, что длина волны света гораздо короче, чем у радиоволн, что накладывает гораздо  более высокие требования на стабильность сигнала, его синхронизацию и "сборку" в единое целое.

Одним из самых амбициозных проектов такого рода стал интерферометр GRAVITY, который объединяет мощности четырёх вспомогательных телескопов с зеркалами диаметром в 1,8 метра, установленных в чилийской обсерватории Параналь вместе с VLT, крупнейшим оптическим телескопом мира.

Главная цель этого проекта – наблюдения за окрестностями чёрных дыр и измерения того, как их притяжение искривляет ткань пространства-времени у горизонта событий. Эти наблюдения, как надеются учёные, помогут окончательно подтвердить справедливость общей теории относительности Эйнштейна, а также понять, как чёрные дыры перемалывают и "выплёвывают" поедаемую материю диска аккреции.

Начиная с весны 2015 года, инженеры и учёные ESO прокладывали тоннели под VLT и устанавливали в них оборудование, необходимое для "сложения" оптического сигнала с четвёрки вспомогательных телескопов и их объединения в гигантский астрономический глаз диаметром в 200 метров.

Процесс установки и настройки GRAVITY был завершен относительно недавно, и сегодня Европейская южная обсерватория представила первые снимки, полученные после того, как интерферометр "открыл глаза".

В качестве первой цели для наблюдений была выбрана не чёрная дыра, а несколько звёзд в трапеции Ориона – одном из крупнейших "звёздных яслей", где сейчас формируются сотни новых светил. Благодаря сверхвысокому разрешению, GRAVITY уже сейчас удалось совершить открытие – оказалось, что одно из наблюдаемых им светил на самом деле является двойной звездой.

В ближайшее время учёные приступят к реализации последнего шага в проверке этого интерферометра – они подключат к "четвёрке" вспомогательных телескопов сам VLT, обладающий зеркалом диаметром в 8 метров. Этот шаг позволит европейским астрономам следить за процессами на поверхности далёких звёзд, а также получать фотографии экзопланет и джетов – тонких пучков материи, выплёвываемых чёрной дырой.

Категория: Далёкие рубежи | Просмотров: 294 | Добавил: astrolabia | Теги: чёрная дыра, интерферометр, gravity, телескоп | Рейтинг: 0.0/0