Главная » 2016 » Сентябрь » 21 » «Эхо» звезды, съеденной чёрной дырой
«Эхо» звезды, съеденной чёрной дырой
Разрыв звезды на части чёрной дырой в галактике Swift J1644+57

Так художник представил себе разрыв звезды на части чёрной дырой в галактике Swift J1644+57

Астрофизики впервые увидели световое «эхо» того, как чёрная дыра разрывает сближающиеся с ней звёзды и поглощает их останки. Изучение этого явления поможет понять, как много пыли окружает самые тёмные объекты Вселенной.

«Нам впервые удалось увидеть тепловое „эхо" сразу нескольких событий такого рода. Мы выяснили, что чёрная дыра „выела" и уничтожила все, что находится между ней и окружающей её сферической оболочкой из пыли. Образно говоря, она очистила свою „комнату", выжигая всё вокруг при помощи огнемёта», — заявил Шурт ван Велзен из университета Джона Гопкинса в Балтиморе (США).

Считается, что в центре большинства массивных галактик существует по крайней мере одна сверхмассивная чёрная дыра. Причины образования этих объектов пока не совсем ясны. Наблюдения за искривлением пространства вокруг них позволяют говорить о том, что типичная масса сверхмассивных чёрных дыр находится в диапазоне от миллиона до нескольких миллиардов масс Солнца.

Ван Велзен и его коллеги уже несколько лет наблюдают за тем, как сверхмассивные чёрные дыры в далёких галактиках разрывают на части и поедают сближающиеся с ними звёзды, пытаясь понять по их предсмертному световому «крику», что окружает подобные чёрные дыры и как они уничтожают светила.

В прошлом году ван Велзену и его коллегам удалось впервые показать, что подобный разрыв звезды приводит не только к вспышкам в рентгеновском и оптическом диапазонах, но и в радиообласти. Это открытие навело их на мысль, что в окрестностях чёрной дыры присутствует нечто, что поглощает рентген и ультрафиолет и переизлучает их в виде радиоволн.

Руководствуясь этой идеей, ван Велзен и его коллеги решили проверить, что ещё может возникнуть в момент пожирания звезды чёрной дырой, изучив архивные снимки с инфракрасного телескопа WISE, следившего за центрами нескольких тысяч галактик во время холодной фазы своей работы.

Идея авторов статьи заключалась в предположении, что чёрную дыру может окружать своеобразное кольцо или сфера из пыли, удалённая от неё на несколько триллионов километров. Она поглощает рентген и ультрафиолет и затем постепенно излучает их на протяжении нескольких месяцев или даже лет в виде волн инфракрасного излучения.

Пытаясь найти подобное световое «эхо», ван Велзен и его коллеги проанализировали снимки тех чёрных дыр, которые недавно разрывали звёзды. По словам астрономов, им удалось найти три объекта, от которых исходил мощный поток теплового излучения на тех длинах волн, которые предсказывались теоретическими расчётами.

Само обнаружение этого излучения и его высокая сила, в 10 раз превышающая тепловое свечение самой чёрной дыры, говорит о том, что большинство сверхмассивных чёрных дыр в центрах галактик окружает довольно толстая и «дырчатая» сфера из пыли, внешняя граница которой удалена от сингулярности на 0,3 световых года (3 триллиона километров).

Эта сфера и вырабатываемое ей «эхо», как считают учёные, является ценным научным инструментом, который позволит астрономам вычислять, как много энергии выделяется в момент уничтожения звезды чёрной дырой, и раскрыть многие другие секреты жизни этих «тёмных» объектов.

Категория: Далёкие рубежи | Просмотров: 219 | Добавил: astrolabia | Теги: чёрные дыры, Wise | Рейтинг: 0.0/0