Главная » 2013 » Январь » 18 » Чёрные дыры растут быстрее, чем считалось ранее
Чёрные дыры растут быстрее, чем считалось ранее
Астрономы сопоставили массы сверхмассивных чёрных дыр в нескольких далёких галактиках при помощи телескопов Кека, "Хаббл", VLT и пришли к выводу, что они растут гораздо быстрее, чем предполагалось ранее, говорится в статье, опубликованной в журнале Astrophysical Journal.
Чёрная дыра (в центре) на фоне звёздных скоплений © Gabriel Perez Diaz
Сверхмассивные чёрные дыры существуют в центре практически любой галактики. В отличие от чёрных дыр, возникающих при коллапсе звёзд, их масса в несколько миллионов раз больше солнечной. Они периодически поглощают звёзды, другие небесные тела и газ, и выбрасывают часть захваченной материи в виде джетов — пучков разогретой плазмы, движущихся с околосветовой скоростью.

Австралийские астрономы Алистэр Грэхэм (Alister Graham) и Николас Скотт (Nicholas Scott) из Технологического университета Суинберн в городе Хауторн (Австралия) наблюдали за сверхмассивными чёрными дырами в центрах далёких галактик, определяя их массы и сравнивая их с аналогичными значениями для других "звёздных мегаполисов".

Центр каждой галактики содержит в себе большое количество свободного газа, часть из которого расходуется на формирование новых звёзд, а остаток поглощается чёрной дырой. Долгое время учёные считали, что это соотношение является своеобразной константой и не зависит от массы галактики. Благодаря этому вес чёрной дыры можно вычислить, зная массу галактики, и наоборот. Грэхэм и Скотт выяснили, что это представление не является корректным, изучив данные, собранные орбитальной обсерваторией "Хаббл" и наземными телескопами Кека и VLT.

Сравнив массу чёрных дыр в больших и малых галактиках, учёные с удивлением обнаружили, что чёрные дыры в гигантских "звёздных мегаполисах" были гораздо крупнее, чем предсказывала теория.

"Теперь мы знаем, что каждое десятикратное увеличение массы галактики сопровождается гораздо большим, 100-кратным, ростом массы чёрной дыры. Это открытие несет за собой весьма серьёзные последствия для нашего понимания того, как совместно эволюционируют галактики и сверхмассивные чёрные дыры", — пояснил Грэхэм.

По словам исследователей, данный феномен объясняется тем, что чёрные дыры наращивают свои "аппетиты" и сферу притяжения по мере роста их массы. Благодаря этому в небольших галактиках, где нет сверхмассивных чёрных дыр или они обладают "умеренными" аппетитами, много больших и плотных звёздных скоплений в их центре.

"Чем меньше галактика, тем больше доля звёзд в этих относительно компактных и плотных скоплениях. В небольших галактиках совокупная масса подобных "звёздных семей", которые могут содержать около миллиона звёзд, значительно превышает вес чёрной дыры", — добавил Скотт.

Авторы статьи полагают, что дальнейшее изучение сверхмассивных чёрных дыр и их менее крупных "кузенов" с промежуточной массой поможет подтвердить их выводы. В случае успеха подобных наблюдений учёным придется пересмотреть современные представления о том, что происходит в центре галактик и какие процессы влияют на рост чёрных дыр в их центрах.