Главная » 2015 » Февраль » 24 » Чёрные дыры окружает сфера из раскалённых газов
Чёрные дыры окружает сфера из раскалённых газов
Наблюдения за чёрной дырой в созвездии Змеи показали, что подобные объекты окружены практически идеальной сферой из горячих газов, что может объяснять то, как сверхмассивные чёрные дыры удушают процессы звездоообразования в галактиках, заявляют астрономы в статье, опубликованной в Science.

Так художник представил себе чёрную дыру в центре галактики Вертушка

Так художник представил себе чёрную дыру в центре галактики Вертушка, окруженную сферой из горячего газа. NASA. JPL-Caltech.

"Мы знаем, что чёрные дыры в центрах галактик могут съедать материю, и что этот процесс вырабатывает своеобразный космический "ветер". Мы считаем, что он дирижирует процессом роста галактик. Зная скорость, форму и размеры этих ветров, теперь мы можем понять, насколько они сильны", — заявила журналистам Фиона Харрисон (Fiona Harrison) из Калифорнийского технологического института в Пасадене (США), руководитель проекта NuSTAR.

Харрисон и её коллеги раскрыли часть этих параметров, наблюдая за относительно близкой к нам сверхмассивной чёрной дырой, квазаром PDS 456, расположенной в южной половинке созвездия Змеи на расстоянии в 2,5 миллиарда световых лет.

Он необычайно активен и больше похож на древние квазары, существовавшие на заре жизни Вселенной, чем на относительно тихие сверхмассивные чёрные дыры на таком же расстоянии от Земли. Это свойство PDS 456 достаточно давно привлекает внимание астрофизиков, изучающих историю эволюции галактик.

"Для астронома, шанс изучить PDS 456 является примерно тем же, как если бы у палеонтолога появилась возможность увидеть и пощупать живого динозавра. Нам удалось изучить физические свойства этой важной части галактик и раскрыть массу мелких деталей, которые нельзя увидеть в древних чёрных дырах, живших в "век квазаров", — добавил Дэниел Штерн (Daniel Stern) из Лаборатории реактивного движения НАСА (США).

Используя орбитальные рентгеновские телескопы NuSTAR и XMM-Newton, авторы статьи смогли подтвердить, что сверхмассивные чёрные дыры действительно выбрасывают часть "пережёванной" звёздной материи, газа и пыли в виде клуб раскалённого газа. Эти клубы, судя по распределению "горячих" ионов железа, формируют практически идеальную сферу вокруг квазара, и постепенно расползаются по округе.

Данный вывод стал относительно неожиданным открытием для ученых, так как раньше считалось, что выбросы чёрной дыры выглядят как своеобразные "уши" – относительно узкие пучки горячего газа над и под квазаром, а не как сфера. Как показывают расчеты Харрисон и её коллег, "объедки" сверхмассивных чёрных дыр тормозят процессы звездообразования заметно быстрее, чем считалось ранее. Этот вывод может объяснять то, почему в многих галактиках новые звёзды не формируются или возникают крайне медленно.

Категория: Далёкие рубежи | Просмотров: 445 | Добавил: astrolabia | Теги: квазары, звездоообразование, чёрные дыры, Вертушка | Рейтинг: 0.0/0