Главная » 2015 » Февраль » 14 » Чёрная дыра вызвала "бурю в стакане" в галактике в созвездии Волопаса
Чёрная дыра вызвала "бурю в стакане" в галактике в созвездии Волопаса
Астрофизики обнаружили, что центральная чёрная дыра в предположительно спокойной галактике в созвездии Волопаса на самом деле очень активно пожирает её материю и в скором времени лишит её "стройматериалов" для формирования новых звёзд, говорится в статье, опубликованной в Astrophysical Journal.

Одна из первых фотографий галактики Чайная чашка

Одна из первых фотографий галактики Чайная чашка, полученная телескопом Хаббл. NASA. ESA/STScI.

"Похоже, что сверхмассивная чёрная дыра самым бурным образом разогревает и разбрасывает газ по всей галактике, в результате чего она превращается из активной галактики в бесплодную пустыню, не способную рождать новые светила. Эта "буря в стакане" свидетельствует о том, что чёрные дыры и выделяемые ими пучки плазмы, уничтожающие звёздные "стройматериалы", могут встречаться гораздо чаще, чем мы думаем, и быть ключом к пониманию того, как сформировались окружающие нас галактики", — заявил Крис Харрисон из Даремского университета (Великобритания).

Харрисон и его коллеги услышали отголоски этой космической "бури в стакане", наблюдая за вполне заурядной по физическим свойствам эллиптической галактикой J1430+1339 в созвездии Волопаса, которую учёные часто называют "Чайной чашкой", при помощи радиотелескопа VLA.

Она была найдена астрономами-любителями в 2007 году на снимках из Слоановского цифрового обзора неба (SDSS), и достаточно долгое время учёные считали её типичным примером эллиптической галактики, чья центральная чёрная дыра почти полностью заснула, хотя и обладающей необычной "ручкой" – ярким рукавом из светящейся материи длиной в 50 тысяч световых лет.

Её заурядность и привлекла авторов статьи — они изучали так называемые "тихие" квазары, ядра галактик со спящими чёрными дырами, пытаясь понять, как присутствие сверхмассивной чёрной дыры может влиять на процессы звездообразования.

Когда учёные направили в сторону "чайной чашки" антенны радиотелескопа VLA, они сразу поняли, что имеют дело совсем не с той галактикой и чёрной дырой, которую они ожидали увидеть. Оказалось, что у J1430+1339 есть гигантские "уши" — облака из разогретой плазмы, "пережеванной" и выброшенной чёрной дырой. Их длина, по оценкам учёных, составляет от 30 до 40 тысяч световых лет.

На этой композитной фотографии можно увидеть ручку галактики Чайная чашка, её плазменные уши и следы джетов

На этой композитной фотографии можно увидеть «ручку» галактики Чайная чашка, её плазменные «уши» и следы джетов. NASA. NRAO/AUI/NSF/C. Harrison, A. Thomson, Bill Saxton.

Эти уши, как объясняют астрофизики, возникли в результате того, что чёрная дыра в центре J1430+1339 поглощает материю с огромной интенсивностью, выбрасывая часть её в виде джетов — тонких пучков плазмы, разогретых до сверхвысоких температур и движущихся с околосветовой скоростью. Пока эти джеты остаются достаточно маленькими, и их длина не превышает двух тысяч световых лет.

Большая активность чёрной дыры обрекает "чайную чашку" на медленную смерть — её джеты и "уши" постепенно уничтожат все запасы холодного газа J1430+1339, в результате чего процессы рождения новых звёзд в ней практически полностью прекратятся. Как полагают авторы статьи, нечто похожее могло произойти и с большинством известных нам эллиптических галактик. Для проверки этого предположения группа Хариссона изучит ещё несколько тысяч других "тихих" квазаров, под личиной которых могут скрываться объекты, похожие на J1430+1339.

Категория: Далёкие рубежи | Просмотров: 497 | Добавил: astrolabia | Теги: чёрные дыры, Чайная чашка, Волопас, джеты | Рейтинг: 0.0/0