Главная » 2013 » Июль » 18 » Чёрная дыра приступила к обеду
Чёрная дыра приступила к обеду
Телескоп VLT провел первую серию наблюдений за тем, как сверхмассивная чёрная дыра Sgr A* в центре нашей Галактики начала "поедать" небольшое газопылевое облако G2, найденное два года назад, и обнаружил, что оно растянулось на 160 миллиардов километров и "разогналось" до 1% от скорости света, заявляют астрономы в статье, принятой к публикации в Astrophysical Journal.
Газопылевое облако G2
Газопылевое облако G2, растянутое притяжением чёрной дыры. Художественное изображение.

"Как и злополучный астронавт в научно-фантастическом фильме, найденное нами облако сейчас растянулось до такой степени, что оно напоминает спагетти. Это означает, что внутри него, по всей видимости, нет звезды. По нашему мнению, "родителем" этого облака могли быть звёзды, вращающиеся вокруг чёрной дыры", — заявил Райнхард Генцель (Reinhard Genzel) из Института внеземной физики Общества Макса Планка в Гархинге (Германия).

Чёрная дыра рвёт на части газопылевое облако G2 в центре Млечного пути.

Весной 2011 года Генцель и его коллеги обнаружили небольшое облако горячего газа G2, движущееся с огромной скоростью к сверхмассивной чёрной дыре Sgr A* в центре нашей галактики. Часть астрономов предполагает, что это облако содержит в себе тусклую звезду, тогда как другие отрицают эту возможность.

Новые наблюдения, проведенные при помощи спектрографа SINFONI и камеры NACO в составе телескопа VLT, позволили группе Генцеля подтвердить их первоначальную гипотезу о том, что облако не содержит в себе светила. По словам астрономов, в апреле этого года данное скопление газа и пыли максимально сблизилось с чёрной дырой, остановившись на расстоянии в 25 миллиардов километров от её границы.

Телескоп VLT наблюдает в реальном времени, как газопылевое облако G2 приближается к монстру в центре Млечного пути.

Из-за "растянутости" облака и релятивистских эффектов, существующих в окрестностях чёрной дыры, мы сможем наблюдать за этим этапом "обеда" чёрной дыры Sgr A* на протяжении последующего года. Как утверждают учёные, уже сейчас можно говорить о том, что внутри него отсутствует звезда. В пользу этого свидетельствует два факта — яркость облака не менялась за последние месяцы и его структура остается достаточно однородной, что было бы невозможно, если бы в нем существовало светило.