Главная » 2016 » Июнь » 29 » Чёрная дыра-«ниндзя» найдена в нашей Галактике
Чёрная дыра-«ниндзя» найдена в нашей Галактике
Чёрная дыра VLA J2130+12 в созвездии Пегаса

Один из, предположительно, внегалактических источников радиоволн в созвездии Пегаса под названием VLA J2130+12 оказался чёрной дырой в нашей Галактике, одной из 170 миллионов так называемых рентгеновских двойных звёзд.

«Обычно нам удаётся найти только те чёрные дыры, которые активно поглощают материю, которая разогревается до сверхвысоких температур и начинает излучать рентген перед тем, как она уходит за горизонт событий. Эта чёрная дыра настолько тихая, что её можно назвать „стелс"-чёрной дырой», — заявил Бэйли Тетаренко (Bailey Tetarenko) из университета провинции Альберта (Канада).

Тетаренко и его коллеги открыли первую в истории астрономии чёрную дыру-«ниндзю», наблюдая за несколькими яркими источниками радиоизлучения, открытыми в последние годы. Один из них, VLA J2130+12 в созвездии Пегаса, Тетаренко и его коллеги изначально считали сверхмассивной чёрной дырой, расположенной в центре другой галактики на большом расстоянии от Млечного Пути.

С другой стороны, как заметили авторы статьи, он находится неподалёку от шарового скопления звёзд M15, расположенного на окраинах нашей Галактики, и движется по небосводу с той же скоростью, что и звёзды в этом «семействе». Это заставило учёных предположить, что объект VLA J2130+12 может быть гораздо ближе к нам, чем мы считали.

Они проверили эту гипотезу, измерив расстояние до VLA J2130+12 при помощи ряда наземных радиотелескопов и проследив за данным объектом в рентгеновском диапазоне, используя мощности орбитальной обсерватории «Чандра».

Как оказалось, VLA J2130+12 действительно находится в нашем Млечном Пути — расстояние до этого объекта составляет примерно семь тысяч световых лет, что говорит о том, что он не входит в шаровое скопление M15, а расположен между ним и Землей.

Судя по яркости его радиоизлучения и небольшим вспышкам в рентгеновском диапазоне, VLA J2130+12 представляет собой так называемую рентгеновскую двойную звезду — чёрную дыру, вращающуюся вокруг звезды небольшой массы, которая в данном случае составляет лишь 15% от солнечной. Чёрная дыра, по расчетам авторов статьи, совершает один виток вокруг своего спутника всего за один-два часа, что делает VLA J2130+12 одной из самых быстровращающихся двойных систем, где обитает чёрная дыра.

Сейчас эта чёрная дыра находится в «спячке» — она почти не поглощает материи, благодаря чему её почти нельзя увидеть в рентгене и можно хорошо видеть в радиодиапазоне. Как считают учёные, подобных чёрных дыр-«ниндзя» на самом деле может быть очень много в нашей Галактике — примерно 170 миллионов рентгеновских двойных систем, которые мы не видим из-за их чрезвычайно скрытного характера. Их изучение, по мнению Тетаренко, поможет нам раскрыть историю эволюции Млечного Пути.

Категория: Далёкие рубежи | Просмотров: 276 | Добавил: astrolabia | Теги: чёрная дыра, Млечный путь | Рейтинг: 0.0/0