Главная » 2017 » Февраль » 21 » Чёрная дыра-«феникс»
Чёрная дыра-«феникс»
Чёрная дыра-феникс в скоплении галактик SPT-CLJ2344-4243

Чёрная дыра-феникс в скоплении галактик SPT-CLJ2344-4243. Красным отмечены потоки газа, возвращающиеся в галактику (похожа на орхидею)

Американские радиоастрономы открыли крайне необычную сверхмассивную чёрную дыру в созвездии Феникса, которая не «удушает» процессы звездообразования, а восстанавливает запасы звёздных стройматериалов в одной из галактик.

«Благодаря ALMA мы смогли увидеть, что существует прямая связь между „ушами" чёрной дыры, которые раздувают её выбросы, и будущим „топливом" для рождения новых звёзд и роста галактик. Теперь мы лучше понимаем, как чёрные дыры управляют процессами звездообразования и как галактики могут неожиданно получать новые запасы газа для подпитки своих чёрных дыр», — заявила Хелен Расселл (Helen Russell) из Кембриджского университета (Великобритания).

В центре Млечного Пути и практически всех её «кузенов» присутствует сверхмассивная чёрная дыра, незримым образом «дирижирующая» процессами круговорота вещества по всей галактике. Достаточно давно астрономы считают, что активизация таких чёрных дыр приводит к постепенному опустошению галактики и прекращению процессов звездообразования в результате того, что чёрная дыра разогревает и выбрасывает холодные облака пыли и водорода за пределы галактики.

Эти облака газа — так называемые «уши», как их часто называют астрономы — крайне медленно остывают и постепенно окружают галактики гигантским коконом из раскалённой плазмы, препятствующей движению холодных потоков газа из межгалактической среды. В результате подобных процессов, как сегодня считают учёные, примерно половина галактик в обозримой Вселенной является «живыми трупами» — в них фактически не рождаются новые звёзды.

Расселл и её коллеги обнаружили, что такое происходит не всегда, и что иногда чёрные дыры играют обратную роль, «возрождая» подобные мёртвые галактики и возвращая им способность зажигать новые звёзды. Они совершили это открытие, наблюдая при помощи радиотелескопа ALMA за заурядным скоплением галактик SPT-CLJ2344-4243 в созвездии Феникса.

Это скопление галактик удалено от Земли на достаточно большое расстояние — около 5,7 миллиарда световых лет, и учёных давно интересовало, что именно подпитывает мощные чёрные дыры в её центральных галактиках. Телескоп ALMA помог им найти ответ на этот вопрос, так как он может следить за движением даже самых холодных молекул угарного газа и ряда других веществ, встречающихся в звёздных «стройматериалах».

Данные наблюдения раскрыли неожиданную вещь — оказалось, что газ по бокам этих «ушей» неожиданно быстро охлаждался, и возвращался назад в пределы галактики, откуда он был выброшен, двигаясь к ним в виде узких и очень плотных потоков газа длиной в десятки тысяч световых лет.

Этот газ, как предполагают учёные, частично заново поглощается чёрной дырой, и при этом же попадает в пределы галактики и подпитывает её запасы «звёздных стройматериалов». Общая его масса такова, что его бы хватило для формирования примерно 10 миллиардов новых Солнц.

Подобные процессы, как считает Расселл и её коллеги, могут объяснять, как ядра многих крупных и активных галактик сохраняют свою активность на протяжении сотен миллионов и миллиардов лет, и почему многие из них до сих пор не «удушили» формирование звёзд внутри их галактик, говорится в статье, опубликованной в Astrophysical Journal.

По мнению астрофизиков, чёрные дыры могут быть не просто «душителями» жизни в галактик, а работать в качестве своеобразных ограничителей темпов рождения звёзд, которые удерживают их на определённом уровне. В противном случае все крупные галактики давно бы исчезли, так как их запасы газа были бы почти мгновенно потрачены на супер-мощную вспышку звездообразования.

Категория: Далёкие рубежи | Просмотров: 164 | Добавил: astrolabia | Теги: чёрные дыры | Рейтинг: 0.0/0