Главная » 2013 » Сентябрь » 6 » Часть коричневых карликов оказалась холоднее горячих юпитеров
Часть коричневых карликов оказалась холоднее горячих юпитеров
Астрономы смогли точно вычислить расстояние до ближайших к Земле коричневых карликов, несостоявшихся звёзд сверхмалой массы, и выяснили, что их температура ниже, чем у "горячих юпитеров", а масса заметно меньше, чем считалось ранее.
CFBDSIR 1458+10
Пара рекордно холодных коричневых карликов CFBDSIR 1458+10. Изображение: ESO/L. Calçada.

"Вычисляя расстояния до карликов, мы хотели понять, были ли они холоднее, тусклее и ближе к нам, или же горячее, ярче и дальше. Похоже, что если бы такой карлик вращался вокруг другой звезды, у него было бы больше шансов попасть в каталоги в качестве планеты", — заявил Трент Дюпуи из Смитсоновского астрофизического центра в Кэмбридже (США).

Дюпуи и его коллега Адам Краус из университета Техаса в Остине (США) пришли к такому выводу, изучая ближайшие к нам коричневые карлики при помощи телескопа "Спитцер". Данные наблюдений и выводы учёных опубликованы в журнале Science.

Небольшие размеры и температура таких звёзд делает их практически незаметными для земных и орбитальных телескопов. Самые маленькие коричневые карлики видны исключительно в инфракрасном диапазоне и лишь на небольших расстояниях от Земли. Данный факт значительно затрудняет измерение расстояния до коричневых карликов и вычисления точных значений их температуры, размеров и массы. Авторы статьи смогли преодолеть эту проблему, наблюдая за "сдвигами" в видимом положении близких к нам карликов по отношению к более далеким звёздам.

Высокая чувствительность "Спитцера" позволила учёным определить точное расстояние до самых холодных карликов. Они оказались заметно легче, чем считали астрономы, с массой в 5-20 юпитерианских, что позволяет сравнивать их с крупными "горячими юпитерами".

С другой стороны, температура их поверхности намного ниже, чем у планет — всего 400-450 градусов Кельвина, что примерно в 1,5-2 раза ниже типичных значений для "горячих юпитеров". Тем не менее, эти температуры несколько выше предсказываемых показателей. Как полагают астрономы, это можно объяснить тем, что в их атмосфере происходят некие процессы, "подогревающие" карликов.