Главная » 2014 » Сентябрь » 18 » Чандра обнаружил планету, которая старит свою звезду
Чандра обнаружил планету, которая старит свою звезду
Планета может быть причиной того, что звезда кажется намного более старшей, чем есть на самом деле. Это открытие показывает, как массивная планета может влиять на поведение своей родительской звезды.

Звезда WASP-18 и её планета, WASP-18b

Звезда WASP-18 и её планета, WASP-18b, расположены примерно в 330 световых годах от Земли. Масса WASP-18b составляет около 10 масс Юпитера, совершает один оборот вокруг своей звезды меньше чем за 23 часа и относится к классу горячих Юпитеров.

WASP-18b является первым известным примером орбитальной планеты, которая влияет на звезду, масса которой примерно соответствует нашему Солнцу.

"WASP-18b является экстремальной экзопланетой", сказал Игнацио Пиллиттери из Астрономической обсерватории ди Палермо в Италии, возглавляющий исследование. "Это один из самых массивных горячих юпитеров и один из самых близких к своей звезде, и эти характеристики приводят к неожиданному поведению".

Команда учёных на основании теоретических моделей и других данных определила, что возраст WASP-18 составляет от 500 миллионов до 2 миллиардов лет. Хотя она может показаться старой, по астрономическим стандартам считается молодой.

Младшие звёзды, как правило, более активные, демонстрируют сильные магнитные поля, большие вспышки и более интенсивное рентгеновское излучение, чем их старшие коллеги. Магнитная активность и рентгеновское излучение связаны с вращением звезды, которое, как правило, снижается с возрастом. Тем не менее, когда астрономы долго наблюдали с помощью Чандры за WASP-18, они не обнаружили никаких рентгеновских лучей. Используя установленную зависимость между магнитной активностью и рентгеновским излучением звёзд, а также её настоящий возраст, исследователи установили, что WASP-18 примерно в 100 раз менее активно, чем должно быть.

"Мы считаем, что планета старит звезду, сея хаос внутри неё", сказал соавтор Скотт Уолк из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики в Кембридже, штат Массачусетс. Исследователи утверждают, что приливные силы, созданные гравитацией массивной планеты - по аналогии с тем, как Луна влияет на приливы Земли, но в гораздо большем масштабе - нарушают магнитное поле звезды.

"Гравитация планеты может вызывать движения газа в недрах звезды, что ослабляет конвекцию", сказал соавтор Сальваторе Скиортино из Астрономической обсерватории ди Палермо. "Это имеет эффект домино, который приводит к тому, что магнитное поле становится слабее и звезда преждевременно стареет".

WASP-18 особенно восприимчива к этому эффекту, потому что её конвекционная зона более узкая, чем у большинства звезд. Это делает её более уязвимой к воздействию приливных сил. Эффект приливных сил от планеты может также объяснить необычайно высокое количество лития, обнаруженное в более ранних оптических исследованиях WASP-18.