Главная » 2017 » Февраль » 3 » Церера могла быть покрыта в прошлом множеством «пирамид»
Церера могла быть покрыта в прошлом множеством «пирамид»
Трёхмерное изображение горы-пирамиды на Церере

Пирамидальная гора Ахуна на Церере может быть не единственным криовулканом на её поверхности — астрономы нашли следы других, более древних вулканов на снимках с зонда Dawn.

«Мы полагаем, что у нас есть достаточно „улик" для того, чтобы говорить о наличии множества криовулканов на Церере в прошлом, которые мы не видим из-за того, что они деформировались. Представьте, что на Земле была бы только один вулкан. Это было бы крайне странной вещью. Ахуна — достаточно молодая гора, она сформировалась максимум 200 миллионов лет назад. У неё просто не было времени для того, чтобы деформироваться», — заявил Майкл Сори (Michael Sori) из университета Аризоны в Тусоне (США).

Первые снимки Цереры, полученные зондом Dawn в марте 2015 года после его прибытия к карликовой планете, раскрыли две необычные структуры, которые никто не ожидал увидеть — загадочные белые пятна в кратере Оккатор, оказавшиеся следами густого «рассола», и необычную пирамидальную гору Ахуна, возвышающуюся над Церерой на четыре километра.

И то и другое заставило учёных пересмотреть теории, описывающие формирование Цереры и других подобных неудавшихся «зародышей» планет. Только через год после открытия этих структур Кристофер Расселл (Christopher Russell), руководитель миссии, и его коллеги заявили, что и то и другое является продуктом криовулканизма — извержений относительно тёплой воды и густого «рассола» из недр карликовой планеты на её поверхность.

Вдобавок, открытие этой горы заставило учёных задуматься о том, является ли она уникальной формой рельефа для Цереры, порождённой единичным ударом метеорита и расплавлением её пород, или же подобные «пирамиды» могли уже много раз вырастать на поверхности карликовой планеты в прошлом, а затем исчезать. Расселл, Сори и их коллеги проверили, какая из этих теорий верна, создав компьютерную модель недр Цереры.

В отличие от Земли и других каменистых планет, недра Цереры в основном состоят изо льда. При очень низких температурах лёд становится почти таким же прочным, как и «настоящие» горные породы, но при этом он сохраняет высокую текучесть. Это проявляется в том, что со временем, гора, сложенная изо льда, растечётся по окружающей равнине, покрыв её равномерным слоем замороженной воды. Этот процесс, как предположили учёные, мог «стереть» все следы предыдущих эпизодов криовулканизма с поверхности Цереры.

Руководствуясь этой идеей, учёные просчитали то время, за которое должна исчезнуть гора Ахуна, и какие следы от неё могут остаться. Как показали эти расчёты, высота горы будет снижаться достаточно быстро — на десятки метров за каждый миллион лет. Соответственно, типичный криовулкан сможет просуществовать на поверхности Цереры крайне небольшое время по геологическим меркам — около 100 миллионов лет, после чего его купол станет почти незаметным с орбиты, говорится в статье, опубликованной в журнале Geophysical Research Letters.

«Сплющенные» структуры такого вида, как отмечают геологи, они уже находили на поверхности Цереры, в том числе и в ближайших окрестностях самой «пирамидальной горы». Сейчас геологи изучают снимки других регионов Цереры в поисках других останков криовулканов, обнаружение которых поможет понять, как часто происходили их извержения на Церере и что было главным «двигателем» их активности.

Категория: Солнечная Система | Просмотров: 219 | Добавил: astrolabia | Теги: Церера, криовулканы, Ахуна | Рейтинг: 0.0/0