Главная » 2014 » Декабрь » 15 » Астрономы застали активную фазу формирования планет у солнцеподобной звезды
Астрономы застали активную фазу формирования планет у солнцеподобной звезды
С помощью радиотелескопа ALMA учёные получили свидетельства того, что у молодой солнцеподобной звезды HD 107146 происходят разрушительные столкновения множества небесных тел размером с Плутон. Также у этой звезды, предполагают учёные, есть похожая на Землю (по массе) планета, которая вращается по весьма экзотической орбите.

К подобным выводам учёные пришли на основе данных, которые демонстрируют значительное уплотнение слоя космической пыли на окраинах протопланетного диска HD 107146, причем на огромном расстоянии от самой звезды – в 13 миллиардах километров.

Протопланетный диск вокруг HD 107146 в представлении художника. Справа от центра изображения можно заметить гипотетическую планету, оставляющую по обе стороны от своей орбиты «провал» в протопланетном веществе. A. Angelich (NRAO/AUI/NSF).

Согласно компьютерному моделированию, такое уплотнение возможно в случае, если на его месте происходят множественные столкновения протопланет размером с Плутон.

Примечательно, что обычно астрономы обнаруживают плотные слои протопланетного вещества значительно ближе к звезде. В этот раз, считают ответственные за открытие учёные из США, удалось обнаружить любопытную стадию формирования планетной системы, когда близкие к звезде планеты уже сформировались.

HD 107146 расположена в 90 световых годах от Земли, а её возраст составляет всего 100 миллионов лет. Звезда заинтересовала астрономов потому, что представляет собой более молодую версию нашего Солнца, которая находится лишь в самом начале своего эволюционного пути.

В этом контексте крайне интересной оказывается другая находка учёных относительно этой и без того необычной системы. В протопланетном диске на огромной дистанции от HD 107146, примерно равной 2,5 расстояниям между Солнцем и Нептуном, наблюдается своеобразный «провал» шириной в 1,2 миллиарда километров.

Анализ данных показал, что причиной этой аномалии может являться планета с массой, сопоставимой с массой Земли, которая собирает на себя окружающее её вещество. Удивительным здесь является расстояние между этой планетой и её родной звездой, так как астрономы ещё ни разу не наблюдали формирование экзопланет земного типа на столь удалённой от звезды орбите.

В дальнейшем телескоп ALMA позволит лучше изучить HD 107146 и её окрестности, считают учёные.