Главная » 2013 » Январь » 31 » Астрономы взвесили "зародыш" планетной системы в созвездии Гидры
Астрономы взвесили "зародыш" планетной системы в созвездии Гидры
Астрономы с рекордной на сегодня точностью измерили массу протопланетного диска у близкой к нам звезды в созвездии Гидры, выяснив, что крупные каменистые тела могут формироваться даже в относительно старых "зародышах" планетных систем, и опубликовали свои выводы в статье в журнале Nature.

"Наша работа показала, что во Вселенной существует сразу несколько путей формирования планет, и что каждый из них не является универсальным. Мы довольно давно знаем, что Солнечная система не является уникальным объектом и что в нашей Галактике существуют системы с планетами, чьи размеры сопоставимы с Юпитером или превосходят его", — заявил руководитель группы планетологов Эдвин Бергин (Edwin Bergin) из Мичиганского университета в городе Энн-Арбор (США).
Протопланетный диск TW Гидры глазами художника
Бергин и его коллеги наблюдали за TW Гидры — ближайшей к Земле солнцеподобной звезде с собственным протопланетным диском. Относительно большой возраст этого диска, от 3 до 10 миллионов лет, ставил под сомнение возможность формирования в нём планет, так как значительная часть его материи могла быть выброшена за пределы системы звёздным ветром.

Авторы статьи точно измерили массу этого облака из газа и пыли при помощи европейского орбитального телескопа "Гершель", работающего в инфракрасном диапазоне. Планетологам удалось повысить точность измерений в 10 раз благодаря специальному алгоритму обработки спектра протопланетного диска, который учитывал соотношение долей угарного газа и тяжёлого водорода в его пределах.

По расчетам исследователей, масса протопланетного диска у TW Гидры оказалась значительно выше ожидаемой — около 4-5% массы Солнца. Как утверждают учёные, минимальная масса газа и пыли в окрестностях этой звезды в 52 раза тяжелее Юпитера, самой крупной планеты Солнечной системы. Даже такого количества звёздного "строительного материала" достаточно для формирования полноценной семьи из нескольких планет.

Бергин и его коллеги отмечают, что их открытие позволяет серьезно говорить о существовании нескольких сценариев рождения планетных систем. Вполне возможно, что при некоторых обстоятельствах планеты формируются быстро, как в Солнечной системе, тогда как при других условиях протопланетный диск продолжает существовать ещё несколько миллионов лет, как в случае с TW Гидры.

Категория: Далёкие рубежи | Просмотров: 557 | Добавил: astrolabia | Теги: Гидра | Рейтинг: 0.0/0