Главная » 2015 » Март » 28 » Астрономы вычислили, с какой скоростью вращается Сатурн
Астрономы вычислили, с какой скоростью вращается Сатурн
Международный коллектив астрономов смог точно вычислить то время, за которое Сатурн совершает один виток вокруг своей оси — 10 часов 32 минуты и 45 секунд — при помощи остроумной методики, позволившей им обойти проблему "безликости" планеты-гиганта, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature.

Кассини, прибывает к Сатурну и его спутникам

Так художник представил себе Кассини, прибывающий к Сатурну и его спутникам. NASA/ JPL/Caltech

"С момента прибытия "Кассини" к Сатурну, в научной среде возник большой вопрос по поводу того, каким же является на самом деле период обращения Сатурна. В последние годы наши коллеги разработали несколько теоретических концепций, позволяющих приблизиться к правильному ответу. Мы подошли к этой проблеме, ориентируясь на форму планеты и её гравитационное поле", — пояснил Равит Хеллед (Ravit Helled) из университета Тель-Авива (Израиль).

Как объясняют Хеллед и его коллеги, учёные до сих пор не знают, какое время уходит у Сатурна на совершение одного оборота вокруг своей оси. Благодаря отсутствию больших пятен, как на Юпитере, или заметных черт рельефа и поверхности, планетологам приходится вычислять скорость вращения по различным косвенным признакам.

Первая такая оценка была получена ещё в далёких 1980 годах, когда Сатурн посетил зонд "Вояджер-2". По его замерам, сатурнианские сутки равнялись 10 часам, 39 минутам и 22 секундам. Эта цифра считалась правильной и не подвергалась сомнениям до прибытия к "окольцованной" планете зонда "Кассини", который измерил флуктуации магнитного поля Сатурна и пришёл к выводу, что на самом деле Сатурн тратит на один оборот вокруг оси на 8 минут больше.

Группа Хелледа попыталась разрешить эти противоречия, используя два самых легко измеряемых свойства Сатурна – его массу и силу гравитационного поля, а также то, как оба этих параметра влияют на форму планеты. По их расчётам, Сатурн вращается несколько быстрее, чем на то указывали приборы межпланетных зондов, совершая один оборот на 7 минут меньше оценок "Кассини".

Как полагают исследователи, эта методика вычисления периода планет-гигантов подходит и для определения продолжительности суток на Уране и Нептуне. Хеллед и его коллеги попытаются вычислить их в ближайшем будущем, когда они соберут достаточно данных по силе и конфигурации гравитационных полей этих гигантов.

Категория: Солнечная Система | Просмотров: 405 | Добавил: astrolabia | Теги: Кассини, Сатурн | Рейтинг: 0.0/0