Главная » 2015 » Июнь » 21 » Астрономы впервые взвесили чёрную дыру при помощи телескопа ALMA
Астрономы впервые взвесили чёрную дыру при помощи телескопа ALMA
Всего два часа наблюдений при помощи радиотелескопа ALMA оказалось достаточно для очень точного измерения массы сверхмассивной чёрной дыры в галактике NGC 1097, расположенной в созвездии Печи на расстоянии в 45 миллионов световых лет от Земли, заявляют учёные в статье, опубликованной в Astrophysical Journal.

Композитная фотография галактики NGC1097

"Нам удалось получить данные по движению облаков молекулярного газа в центре NGC 1097 всего за одну двухчасовую сессию наблюдений при помощи ALMA. Это даёт нам шанс вычислить массы и проследить за поведением тысяч других сверхмассивных чёрных дыр, не умерев от старости. Эти данные помогут нам понять, как соотносятся массы чёрных дыр и свойства содержащих их галактик", — рассказывает Киоко Ониси (Kyoko Onishi) из Национальной обсерватории Японии.

Cчитается, что в центрах большинства галактик живут сверхмассивные чёрные дыры. Причины их образования пока не совсем ясны. Высокая степень искривления пространства вокруг них позволяют говорить о том, что типичная масса сверхмассивных чёрных дыр находится в диапазоне от миллиона до миллиардов масс Солнца.

Пока учёные не знают, от чего зависит их масса, но текущие наблюдения показывают, что чем больше масса галактики и чем ярче она выглядит, тем тяжелее бывает чёрная дыра в её центре. В последние годы, как отмечает Ониси, с открытием нескольких аномальных "звёздных семей", эта гипотеза начала подвергаться сомнению со стороны многих астрофизиков.

В принципе, опровергнуть или подтвердить её не сложно – для этого достаточно измерить массу нескольких тысяч сверхмассивных чёрных дыр и сравнить их с тем, как выглядят родные для них галактики. Тем не менее, сделать это крайне нелегко, так как измерение массы чёрной дыры – нетривиальный, очень кропотливый и долгий процесс, который можно осуществить не для всех типов галактик.

Ониси и её коллеги, вместе с немецким астрономом Тимоти Дэвисом, два года назад разработали остроумную и очень быструю методику измерения массы сверхмассивных чёрных дыр, которая работает для всех типов галактик. Она основана на том, что ALMA и другие чувствительные радиотелескопы, работающие в миллиметровом диапазоне, способны "видеть" даже очень холодные молекулы газов, из которых состоят гигантские "звёздные ясли", невидимые для нас туманности и прочие тёмные объекты в далёких галактиках.

Скорость движения этих облаков и характер их вращения вокруг центра галактики зависит от массы сверхмассивной чёрной дыры. Это позволяет достаточно точно вычислять массу чёрной дыры, опираясь на то, как сильно смещен спектр излучения угарного газа, циановодорода и прочих молекул, которые "видит" ALMA и другие мощные радиотелескопы.

Научная команда Ониси апробировала эту методику на галактике NGC 1097, которая относится к категории относительно редких сейфертовских галактик с перемычкой, чьи чёрные дыры (или похожие на них процессы) являются особенно активными.

Всего двух часов наблюдений при помощи ALMA, как рассказывают учёные, хватило для того, чтобы вычислить скорость движения облаков газа, соседних с ними звёзд, и прикинуть массу чёрной дыры. По расчетам Ониси и её коллег, центральный объект в NGC 1097 оказался примерно в 140 миллионов раз тяжелее, чем наше Солнце.

Подобное значение укладывается в грубые оценки, которые были получены при помощи других методов в предыдущие годы, хотя и оно заметно меньше, чем предположительная максимальная масса объекта – 190 миллионов масс Солнца.

Успешное завершение этого эксперимента, как полагают японские астрономы, открывает дорогу для массового и очень быстрого измерения масс других известных нам объектов такого рода. Эти замеры, как надеются учёные, раскроют тайну совместного рождения и роста галактик и чёрных дыр.

Категория: Далёкие рубежи | Просмотров: 346 | Добавил: astrolabia | Теги: NGC 1097, Alma, созвездие Печи, чёрная дыра | Рейтинг: 0.0/0